Тендитник Надежда Степановна

 (1922–2003) Литературовед,  критик, кандидат филологических наук, профессор (звание было присвоено ВАК при Совмине СССР в 1982 г.), член Союза писателей России с 1989 г.

Родилась на станции Слюдянка Иркутской области 7 марта (по другим сведениям, 21 марта) 1922 г. Учёба в Иркутском госуниверситете пришлась на тяжёлые военные годы (1941–1944). После аспирантуры в 1951 г. защитила кандидатскую диссертацию по роману А. Серафимовича «Железный поток».

С 1954 по 2000 – преподаватель кафедры русской литературы ХХ века, филфака ИГУ с 1954. В числе ее студентов были  будущие писатели: К. Балков, А. Вампилов, А. Гурулёв, В. Распутин, С. Китайский, Е. Суворов и др. После ухода из ИГУ преподавала в иркутской гимназии № 1.  

Как филолог изначально работала в нескольких направлениях: научное литературоведение, критика, публицистика. Исследовала творчество выдающихся сибиряков – А. Вампилова и В. Распутина, а также произведения на деревенскую и военную темы известных   писателей России (В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрамов, К. Симонов, Ю. Бондарев, В. Богомолов, В. Быков и др.). В круг интересов входил театр: около 70-ти рецензий на спектакли иркутских и приезжавших на гастроли столичных и областных театров; больше десятка отзывов о кинофильмах.

Статьи и очерки Надежды Степановны всегда отличались основательностью, строгостью вкуса, самостоятельностью суждений, полемичностью и получали одобрительные отзывы в Сибири и за её пределами.       Критик А. Павловский отмечал, что в книге «Валентин Распутин» (Иркутск, 1987), Тендитник «едва ли не исчерпывающе собрала, классифицировала, осмыслила достаточно большой и пёстрый материал, накопившийся о писателе за четверть с лишним века».

В 1980-е пришло время публицистики. Выступления в журнале «Сибирь», газете «Литературный Иркутск» православного периода, иркутских газетах (особенно «Родной земле») приобретают разнообразную тематику и всё большую остроту.

Обширная общественная деятельность в разные годы включала: руководство научно-методическим советом областной организации Всесоюзного общества «Знание» (1970-е), студенческим кружком литературы и критики ИГУ (1980-е), литобъединением при Иркутской организации Союза писателей России (1990-е); членство в редколлегии «Сибири» (1989 – конец 2003) и др.

За свой труд Н.С. Тендитник награждена медалью «Ветеран труда», грамотой мэра г. Иркутска, знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Ушла из жизни скоропостижно 11 ноября 2003 г.

 Валентина Семенова

                                                           Отдельные издания

Роман А. Серафимовича «Железный поток» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Иркутский государственный университет. – Иркутск, 1951. – 28 с.

В битве за человеческие сердца : критические заметки. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975. – 141 с.

Ответственность таланта : о творчестве В. Распутина. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1978. – 111 с.

Александр Вампилов. – Новосибирск : Западно-­Сибирское книжное изд­ательство, 1979. – 70 с. – (Литературные портреты).

Советская проза 50-х – первой половины 70-х годов : методические реко­мендации : ч. 1. – Иркутск : Издательст­во ИГУ, 1980. – 47 с.

Мастера. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. – 304 с.

Советская лирика : методические рекомендации : ч. 2. – Иркутск : Издательство ИГУ, 1983. – 39 c.

Судьба Сибири — личная судьба : о творчестве В. Распутина. – Красноярск : Издательст­во Красноярского ун­иверситета, 1985. – 44 с. – (Поэтическое слово Сибири ; вып. 1).

Валентин Распутин : очерк жизни и творчества. – Иркутск : Издательство ИГУ, 1987. – 227 с.

Энергия писательского сердца : литературно­-критические очерки. – Ир­кутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. – 352 с.

Перед лицом правды : очерк жизни и творчества А. Вампилова. – Иркутск : Издательство журнала «Сибирь», 1997. – 142 с.

Валентин Распутин. Колокола тревоги : очерк жизни и творчества. – Москва : Голос, 1999. – 149 с.

Ликуя и скорбя : статьи, рецензии, публицистика / Надежда Тендитник ; [составитель, редактор В. А. Семенова]. – Иркутск : [б. и.], 2017 (Тип. «Репроцентр А1»). – 384 с.

Публикации в коллективных сборниках

и периодических изданиях

Эх, не время спать, православные! // Родная земля. – Иркутск, 2000. – 14 окт. – С. 9–10.

Испытание временем. Федор Ясников – критик и публицист // Родная земля. – Иркутск, 2001. – 30 июня. – С. 9–10.

«Исцелися сам…» : кому защищать систему русского образования // Сибирь. – Иркутск, 2001. – № 5. – С. 105–115.

А почему не атакован Пушкин и прочие генералы-классики? // Родная земля. – Иркутск, 2002. – 12 янв. – С. 3.

Валентин Григорьевич Распутин : факты биографии и творчества // Русский Восток. – Иркутск, 2002. – 15 марта. – С. 3–12.

Вампиловские страницы // Родная земля. – Иркутск, 2002. – 4 марта. – С. 12.

Город трудной духовной жизни // Сибирь. – Иркутск, 2002. – № 5. – С. 60–61.

Для чести выбора нет // Родная земля. – Иркутск, 2003. – 1 дек. – С. 4.

Какая жизнь отликовала, отгоревала, отошла… // Родная земля. – Иркутск, 2003. – 22 мая. – С. 16.

Памятникам исторического города – достойную жизнь// Родная земля. – Иркутск, 2003. – 23 окт. – С. 10.

Театр Вампилова возвращается. Его заветы живут // Родная земля. – Иркутск, 2003. – 25 сент. – С. 1, 17.

Три дня «Радио России» // Родная земля. – Иркутск, 2003. – 21 авг. – С. 9.

В стихии народного характера. Алексей Зверев // Живая память иркутской филологии : межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2005. – Вып. 2. – С. 138–163.

Поле сражения писателя Станислава Китайского // Сибирь. – Иркутск, 2008. – № 1. – С. 191–203.

На другом берегу… // Сибирь. – Иркутск, 2012. – № 1. – С. 124–167.

Памятные места // Аларь. – Кутулик, 2012. – 9 авг. – С. 4.

«Болеть человеческой болью…» // Сибирь. – Иркутск, 2017. – № 2. – С. 57 – 62.

Иркутские писатели А. Зверев, А. Горбунов, В. Забелло // Сибирь. – Иркутск, 2021. – № 6. – С. 175–191.

                                                              Беседы, интервью

Против национальной стати России / беседовала Т. Сазонова // Говорит и показывает Ир­кутск. – 1997. – 1 мая. – С. 5.

                                             О жизни и творчестве

Надежда Тендитник // Писатели Приангарья : биобиблиографический справочник / составитель В. Семенова. – Иркутск, 1996. – С. 132–134.

Румянцев, А. [Рецензия на книгу «Перед лицом правды»] // Сибирь. – Иркутск, 1998. – № 3. – С. 166.

Стрелкова, И. Жертвовать собой ради правды // Москва. – 2000. – № 4. – С. 200–202.

Байбородин, А. Несмирение // Живая память иркутской филологии : межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2005. – Вып. 2. – С. 134–137.

 Ходий, В. Первая — она и есть первая… / Владимир Ходий // Восточно-Сибирская правда. – Иркутск, 2011. –15 дек. – С. 2.

Семенова, В. Преданность идеалам в эпоху перемен // Ликуя и скорбя : статьи, рецензии, публицистика / Надежда Тендитник ; [составитель, редактор В. А. Семенова]. – Иркутск, 2017. – С. 59.

              Семенова, В. Строгое взволнованное слово. Критик Надежда Тендитник // Под небом родным и тревожным : критика и публицистика / Валентина Семенова. – Москва, 2019. – С. 34–43. – (Моя Сибирь).

Иванова, В. В. П. Трушкин, Н. С. Тендитник – учителя Валентина Распутина // Сибирь. – Иркутск, 2022. – № 1. – С. 137–149.

Надежда Тендитник

Движение к высшему

К 50-летию со дня смерти Ивана Шмелёва

(Отрывок)

                  <…>

Героем книг Шмелёва «Богомолье» и «Лето Господне» стал простой и цельный человек – плотник, «филенщик» Горкин. Впервые читатель встречается с ним в дни Великого поста, в Чистый понедельник. «Сияние от него идёт, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчёсанной головы. Я знаю, что он святой. Такие угодники бывают. А лицо розовое, как у Херувима, от чистоты», – таким видит героя семилетний хозяйский сын Ваня. Таким будет видеть его и читатель в «Праздники», «Праздники-радости», в дни «Скорби».

Роман «Лето Господне» необычайно сложен по жанру. В нём органично срослись автобиография писателя, церковный календарь, определяющий цикл времён и духовный лад людей, воспроизведение красочных обрядов и лирический комментарий повествователя, то скорбно, то светло и чисто освещающий непреходящей болью воспоминания об утраченном.

Помощник и эконом в доме Шмелёвых Горкин вполне осознаёт, что путь России и её веры – судьбоносный. Чистота, мудрость и духовная свобода на этом и стоят. Этим же укреплено и художество автора, сила его духа.

Вот как видит Москву и рассказывает о ней Ванятке герой романа: «Во всех мы дворцах работали и по Кремлю. Гляди, Кремль-то наш, нигде такого нет. Все соборы собрались, Святители-Чудотворцы… Спас на Бору, Иван Великий, Золота Решётка… А башни-то каки, с орлами! И татары жгли, и поляки жгли, и француз жёг, а наш Кремль всё стоит. И довеку будет. Крестись… <…> Самое  наше святое место, святыня самая».

Накалённость чувств, слёзы благодарения и просветления прочно сращены с бытом, с судьбами людей, с их пониманием нарастающих перемен и полной неспособностью озлобляться. «Божественной скорбью о мире» назвал Ильин творчество выдающегося прозаика.

Поразителен, уникален своей неповторимостью собирательный образ русских, созданный в творчестве Шмелёва. Он помогает понять, чтό потеряно в ходе катастроф не только Россией, но и миром в целом. В этом смысле просто необходим сопоставительный анализ того, что сказано выдающимися советскими писателями о судьбе мужика, вздыбленной революционными потрясениями. Величие литературы XX века от этого воссоединения станет ещё более очевидным.

И. Шмелёв – непревзойдённый мастер перевоплощения повествователя в героя, растворения в нём. Подобное мастерство повторилось лишь в творчестве В. Распутина и В. Белова при осмыслении судьбы крестьянства в пору крушения села после хрущёвской оттепели.

Образы Сергея Ивановича, Михаила Панкратыча Горкина, Василь Василича, героя первой Отечественной Махорова, банщицы Полугарихи, совершившей путешествие в Иерусалим, преблаженной ясновидящей Пашеньки, бывшего певца Большого театра Пискуна, курчавого Цыгана, певчего Ломшакова и многих, именно многих других героев в «Богомолье» и «Лете Господнем» составляют как бы единое тело православной России. Не зря отец Вани, Сергей Иванович, выходил ко всем в дни праздников нарядный, весёлый, и все радостно поднимались. А крестные ходы, описанные в прозе Шмелёва! Особенно памятен ход в честь иконы Донской, вручённой Сергием Радонежским князю Дмитрию… <…>

Мороженщики, грушники, пышечники, пирожники, с печёными яичками, с духовитой колбаской жареной, с арбузами, с орешками и подсолнушками исторгают из уст мастера кулачных боев Прохора восхищение: «Во сила-то какая… Священная». Об этом подумал и малолетний Ваня: «Есть у людей такое… выше всего на свете… святое, Бог!»

«Думаешь, – читаем в романе, – «что… земное» это? Это уже самое небо движется». Потому и принято считать, что благодаря Шмелёву в русской литературе впервые изображён процесс срастания солнца материального с движением солнца религиозного, духовного. <…>

Возвращение останков писателя и его жены в Донской монастырь воспринимается как великая духовная поддержка в немыслимой суете наших дней.

В романе «Няня из Москвы» этот суд отчётливо иной, несопоставимый с тем, что рассказано в эмигрантской литературе об унесённых ветром истории дворянах, мелких торговцах, бывших чиновниках, членах правительства, политиках, военных. Эмигрантские скитания Дарьи Степановны Синицыной, на руках которой осталась барская дочь Катенька, начавшиеся в Крыму, были продолжены в Константинополе, Франции, Сербии, Америке, Югославии, Индии. Мир глазами няни предстал как настоящая «волконалия». И началась она в России, в среде интеллигенции.

<…>

Распадающаяся связь времён предстала глазам няньки в ещё более страшном уродстве. В Америке её поразило, что душу там «купят и продадут, и в карман покладут, вот как». <…> Впечатление Синицыной от Эндии [Индии] воспроизведено в духе волшебной сказки о чудесной стране, где люди ходят голые, а пироги у них с огнём, а уж слоны и обезьяны – диво дивное. В Югославии и Чехии няня из Москвы испытала невиданную доброту и участие. Запомнились ей слова сербского царя Александра: «Всех под крыло соберу-угрею». <…>

Роман «Няня из Москвы» написан в середине 30-х годов. Большие потрясения, переживаемые Россией, вновь обостряют порицание прошлого и вновь и вновь вселяют надежду, что в этом страдании Россия очистится. Разные герои романа возвращаются к мысли о её воскресении. «Придёт время, – внушает няня встреченной в Париже барыне, – попомните моё слово… Опять все в Россию нашу соберутся, кому Господь сподобит, и тогда золотыми словами про всё пропишут, от кого мы чего видали… Пропишут». Об этом же и эпиграф к роману из Бальмонта:

Над бездной страшного наследства,

Уторопляя тьмы черёд,

В луче поёт мне ангел детства,

Что воскресение – придёт!

Творческое наследие Шмелёва огромно. С возвращением его архива на родину читателя ждёт много открытий и озарений насчёт истории и судьбы страны. <…>

***

В заключение два высказывания Ивана Шмелёва о будущем России и роли культуры в её судьбе.

«На реформы Петра Россия ответила Пушкиным, – Герцен, кажется, сказал, – заметил писатель в 1937 году на памятных днях поэта, проводимых эмигрантами. – Я это опроверг решительно: на крещение в Православие Россия ответила – несравнимой ни с чем культурой… и Пушкиным. И русская литература не из гоголевской «Шинели» вышла, как хлёстко заявил невер Белинский, а и сама «Шинель», это жаленье «маленького человека», вместе со всей художественной словесностью русской вышла из… той же православной купели…».

К пониманию этой истины и мы пришли недавно, после крушения большевистской и «реформаторской» идеологии. А коль скоро идеи православия были использованы как собственные в политике РКП(б): «кто не работает да не ест», о богатом, которому не попасть в царствие Божие, как верблюду не пройти через игольное ушко… <…> (напрасно лишь пренебрегли большевики заповедью «Не сотвори себе кумира!»), есть повод сказать о том, что они и не уходили даже в годы яростной проповеди атеизма.

В очерке «Куликово поле» Шмелёв сказал о России и её народе столь же значительные для нашего времени слова, как и на празднике в честь его любимого поэта: «Нет народа с таким тяжким историческим бременем и с такою мощью духовною, как наш; не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика: зато выстрадали себе дар – незримо возрождаться в зримом умирании, – да славится в нас Воскресение Христово!»[1].