Базилевский Михаил Сергеевич

 Поэт, член Иркутского регионального отделения Союза российских писателей с 2018 г. Родился в 1974 г. в Иркутске. Окончил исторический факультет Иркутского государственного университета. Работает научным сотрудником в Музее истории города Иркутска. Участник международного фестиваля поэзии на Байкале им. А.И. Кобенкова.

      Основная тема творчества – человек и время. Стихи М. Базилевского отличаются особой глубиной и философичностью.

      Печатался в журналах и альманахах «Сибирь», «Сибирские огни», «Южное сияние», «Иркутское время» и др.

      Живет в Иркутске.

Отдельные издания

Портреты времени : стихи. – Красноярск : Палитра, 2017. – 67 с. : ил.

Публикации в коллективных

сборниках и периодических изданиях


«В тишине очнувшихся широт…» : [стихи] // Сибирь. – Иркутск, 2013. – № 2. – С. 159–162.


«Проносится трепет. И тянется дым…» : [стихи] // Сибирь. – Иркутск, 2014. – № 2. – С. 81–85.

«Где сливаются две глубины…» : [стихи] // Сибирь. – Иркутск, 2016. – № 2. – С. 104–109.

«И этот слух, настроенный на шепот…» : [стихи] // Сибирские огни. – Новосибирск, 2017. – № 1. – С. 82–85.

«Как на твоем языке говорить с тобой…» : [стихи] // Иркутское время : альм. поэзии / сост. Игорь Дронов. – Иркутск, 2017. – С. 10–12.

Сказание о немецкой бутылке : [стихи] // Каменный цветок : антология стихов о войне. – Иркутск, 2017. – С. 46.

«Струна Давида коснется рук…» : [стихи] // Иркутское время : альм. поэзии. – Иркутск, 2018. – С. 183–186.

Стихотворения // Южное сияние. – Одесса, 2018. – № 4. – С. 163–165.

«Над ухмылкой египетской ночи взойдет Орион…» : [стихи] // Иркутское время : альм. поэзии / сост. Анна Асеева. – Иркутск, 2019. – С. 138–139.

Михаил Базилевский

* * *

За сумятицей встреч – оловянных снегов легион.

Город слышит, по зимнему небу плывя за буйки,

то ли звон безоглядный, доставший до дна, то ли стон,

уходящий корнями в подножье уставшей реки.

Почивает Харон. А рассвет пожинает плоды.

Под хитоном его – лишь пяток неприкаянных душ.

Да какой-то чужак, с гефсиманской сойдя борозды,

с лёгкой ношей спускается в эту прибрежную глушь.

Не за ними?.. За ними… за ними – доносит ответ

от высоких камней. И блестят плавники подо льдом:

то ли свет наплывает на город, которого нет,

то ли пена ложится на берег в венце золотом.

* * *

                                                       Александру Танкову

Когда не осталось ни чести, ни славы,

Ни отчего неба, ни отчих могил,

Когда мы, в снега уходя от расправы,

Лишались и веры, и воли, и сил,

И нечему было наш путь освещать,

Ты думаешь, мы разучились прощать?

Мы шли, и за нами из ветхого быта,             

Из лавок, цирюлен – остры и слащавы –

Сквозь мутные стёкла следили глаза:

Мы знали, какая в них крылась гроза.

Колёса скрипели, стонали копыта,

Незряче блуждали во мгле голоса.

И кости сожжённой усадьбы чернели,

И спорил со снегом чернеющий рот.

И ночь провожала чернеющий сброд:

Пальто и шинели, пальто и шинели.

И кто-то незримо торчал у ворот,

Черневших не шире зрачка ледяного.

И мы не искали последнего слова,

Когда настигал нас последний восход.

Мы шли, и вослед нам сугробы молчали.

И ветер, как будто губу закусив,

Стихал. И старуха в бесчувственной шали

Сидела, и слышался старый мотив.

Но некому было его завещать…

Ты думаешь, мы разучились прощать?

Когда уходили мы, нас провожали

Ослепшие дали, и веки смежали

Идущим за нами. И не было снов.

И мир пошатнувшийся вынес из ночи

Мерцанье звезды, и она, кровоточа,

По гулким следам узнавала волхвов.

С тем гулом грядущее слилось: «…когда

В морозной ночи засияла звезда».

* * *

Это – знаки свободы.

Это – каменных лиц ручейки.

Так в летейские воды

погружают подобье руки.

Так заря, догорая,

успевает коснуться плеча.

Это – стены сарая.

Это – кровь. И она горяча.

Это – взгляд на дорогу,

по которой назавтра идти.

Так ступают к острогу

или Бога сжимают в горсти.

Это – время, в котором

ты один, как по водам, пройдёшь.

Это – лист под забором.

Это – света прозрачная дрожь.

* * *

Черепица изнеженных крыш и в земле – черепки

побеждённых империй, столетий, зажатых в тиски.

Голоса, голоса, по земле – голоса, из земли –

голоса, и, как стражи, над ними стоят ковыли.

И поди разбери, с чем весло опускается в Понт.

И поди разбери, что готовит ему горизонт,

припадая мертвеющим солнцем к молчанью окна,

за которым, одна в целом мире, стоит тишина.

А за ней – голоса: по земле – голоса, из земли…

И темнеет лоза, корабли узнавая вдали.

И волна, приподнявшись, ложится на белый песок,

заливая ладонь, натыкаясь на голый мысок.

И уже не смахнуть с этих крыш неизбежную даль,

и уже не лишить её нежного слова «печаль».

Не уйти со двора, где когда-то не был ко двору,

где игру затевая, в себя уходил поутру

говорок поднебесный, где свет, омывая причал,

прикасался семью плавниками к началу начал.