Критика самой критики (по следам обсуждения книги В.А. Семеновой «Под небом родным и тревожным»)

Обсуждение книги – в наш стремительный век явление редкое. За чередой праздничных презентаций зачастую теряется то, ради чего и существует литература, – живой отклик читателей. 12 ноября в Иркутском Доме литераторов прошла именно такое событие: «Встреча с книгой и её автором, В.А. Семёнова «Под небом родным и тревожным».

Каждому писателю важно услышать мнение о своем произведении, и если прозаику, поэту, драматургу при зачастую молчащем читателе на выручку приходит литературный критик, то кто поддержит самого критика?

Валентина Андреевна пишет не только про изданные книги, но и про статьи других критиков, а критика самой критики, простите за тавтологию, – вещь редкая и вдвойне сложная,  потому и важна обратная связь: нужен ли сей благородный и не всегда благодарный труд.

В новой книге Валентины Андреевны собраны статьи разных лет: «Оправдание или спасение?.. О двух Заветах и отношениях между людьми», «Игрище. Об «Утиной охоте» Александра Вампилова», «Театральная эпопея Виталия Сидорченко. По страницам книги «Иркутский академический им. Н.П. Охлопкова» и многие другие. Перед нами не просто книга, а скорее отчет за три десятилетия работы на литературной ниве.

Не преувеличу, если скажу, что на сегодняшний день в Иркутской области единственным настоящим литературным критиком является Валентина Андреевна Семёнова. Что же это значит – настоящий?

Настоящий критик обладает собственной системой ценностных координат, с которой можно соглашаться, а можно спорить. Мнение его не меняется от перепада настроения, сводки погоды или политической ситуации, отношение к оппонентам – уважительное, а главное орудие – как и у философа – логика.

Так, Валентина Андреевна через призму православия, русской классической художественной и духовной литературы осмысляет творчество наших земляков. И главное, что о ком бы она ни писала, непременными остаются её собственное отношение к правде, искусству, жизни. О прозе ли Валентина Распутина, о драматургии Александра Вампилова, о творчестве ли ныне здравствующих писателей – везде мы видим свойственное Валентине Андреевне единство взгляда или же сомнения. Да, каждый из литераторов говорит о своём, но никто не существует в вакууме, да и мерило едино – искренность авторского высказывания.

На самом деле, в этом сборнике, кроме критических статей, есть и философские. Первая статья «Оправдание или спасение?..» задаёт тон всей книге: противопоставляя морально-нравственные критерии Ветхого и Нового Заветов, обрисовывает их воплощение в нашем быте, работе, искусстве. И вся книга – словно галерея животрепещущих полотен – иллюстрирует эту неразрешимую дилемму, вечный спор идеалистов и прагматиков… И все-таки пусть и не высказанно, но чуткое ухо уловит на чьей стороне автор. Даже представляя книгу, Валентина Андреевна высказала сомнение, а нужно ли было публиковать первую статью. Оказалось, да, нужно, и более – читатели говорили о том, что книга требует продолжения, а потому будут ждать ещё одного сборника. А как же иначе? Галерея авторского высказывания требует своего продолжения, кроме того, в книгу вошло не всё написанное-изданное. Например, многолетняя хроника Дней духовности и культуры «Сияние России», да и про будущие статьи надо подумать!

В обсуждении приняли участие писатели, литературоведы, те, о ком писала Валентина Семёнова, и те, кто близко их знал. Прозаик Юрий Баранов рассказал о работе с издательством «Вече», благодаря которой иркутских авторов теперь с удовольствием печатают в Москве. Поэт Владимир Скиф вспомнил все изданные книги в серии «Моя Сибирь». Литературовед Валентина Иванова поделилась мыслями, которые возникают после прочтения книги. Начинающий критик Елена Жданова с неожиданной стороны, через понятие «игры», проанализировала образ автора. Владислав Огарков, Сергей Эпов, Виталий Сидорченко, Максим Живетьев – каждому было что сказать.

Конечно, оценка труда – всегда приятна автору. Но Валентина Андреевна хотела услышать мнение и о своих открытиях, высказанных постулатах, поспорить о них. Например, о её трактовке образа Кузакова из «Утиной охоты» или же о том, что жанр наивных жизнеописаний, условно обозначенный как «жития народные», восходит к традиции Древнерусской литературы.

Обратим же на это внимание. Оставим задел на будущее и вернёмся ещё к разговору.

20191112 161624
20191112 161003
20191112 161614