«В Контакте»

25 февраля в Иркутском Доме литераторов актеры из студии Продюсерского центра «Прожектор» показали спектакль «В Контакте» по одноименной пьесе Олега Малышева. Критик, член Союза писателей России Валентина Андреевна Семенова после просмотра написала небольшую рецензию. Предлагаем прочитать!

О «Василии и Василисе» Олега Малышева

Спектакль «В контакте» иркутского драматурга Олега Малышева поставлен 25 февраля в Доме литераторов им. П.П. Петрова самим автором пьесы. Он окончил в своё время Иркутское театральное училище, получил специальность актёра драматического театра. У спектакля уже есть история –несколько лет он не сходит со сцены Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова, тоже – в постановке О. Малышева. Новый вариант близок прежнему, с некоторыми, по словам автора, изменениями в режиссуре.

В именах героев – Василий и Василиса, невольно слышится перекличка с известным рассказом Валентина Распутина – по контрасту. Там рвётся связь между немолодыми супругами патриархальной семьи, здесь между юными героем и героиней (ему семнадцать лет, ей пятнадцать) зарождается дружба, переходящая в любовь, в современном виртуальном пространстве.

Тема, казалось бы, лежит на поверхности – отношения в семье между подростками-старшеклассниками и родителями. Вечно занятые, мать и отец не могут достучаться до сына, зависающего в интернете и забросившего учёбу, ссорятся между собой. Дошло до того, что Василий объявил в чате друзьям, что не хочет жить. Его псевдоним Шуликун (некое подобие чёрта). Откликнулась Василиса-Ива (гибкое деревце). Проникшись сочувствием, она вступает в переписку с разочарованным юношей и постепенно приводит его к простому решению: откровенно поговорить с родителями, открыть им свои мечты о будущем. Простота её шагов дорогого стоит, как вскоре становится очевидным!

Диалог, переведённый из письменного в живой, – на самом деле это поединок добра и зла, духовная борьба двух главных начал бытия. Побеждает добро, противостоящее всем законам материализма.

Время от времени беседа героев прерывается голосами, говорящими на языке людоедки Эллочки из популярного романа Ильфа и Петрова – так в спектакль врывается «мажорный» слой современной молодёжи. Круг её забот – «откосить» от армии, получить в подарок от родителей «тачку», поступить в вуз через «зелёные баллы» (т. е. доллары). И это ещё один конфликт в пьесе, показывающий, какая разная она, нынешняя молодёжь!

Особенность происходящего – в трагичности, о чём не догадывается Василий: Василиса больна лейкемией – чего он не может видеть: она одета в пижаму, на голове – вязаная шапочка. Он узнаёт об этом в самом конце, когда наступает прощание, и переписка обрывается…

В итоге получается, что духовная сила жизни, заключённая в слабую телесную оболочку, способна вырвать из тисков депрессии физически крепкого парня! Обретя смысл жизни, он словно рождается заново. Боль утраты постепенно сменяется осознанием, как много зависит от самого человека в этом противоречивом мире, и новые ощущения печали, потрясения, горечи смешиваются с жаждой жизни. Беспросветность будущего отменяется как измена светлому образу Василисы.

Не буду останавливаться на режиссёрском решении. В плане оформления оно в принципе не отличается от тюзовского варианта – спектакль также подчёркнуто аскетичен, обстановка сведена к минимуму. Но не исключена возможность расширения пространства спектакля – например, за счёт включения легкого, хотя бы одного, рисунка из домашней жизни героев, пусть и без слов, чтобы не заслонять напряжённого диалога. Это к тому, что основательность смыслового содержания пьесы открывает для режиссёров разные подходы и решения.

Нельзя не сказать об игре актёров. Вадиму Москаленко и Дине Самариной – артистам театральной студии «Прожектор» – вполне удалось выразить совокупность состояний и переживаний героев. Свидетельство тому – затаённая тишина в зале, которая прорвалась в финале благодарными аплодисментами (некоторые отнимали от глаз платочки). А та искренность, с которой была сыграна пьеса, говорит о том, что молодые исполнители разделяют взгляды драматурга на жизнь и на задачи, стоящие ныне перед театром. Так что перспектива долголетия спектакля получила ещё одно подтверждение.

Валентина Семенова