120 лет со дня рождения Ивана Молчанова-Сибирского

Среди известных литературных имен Сибири имя Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского, несомненно, занимает одно из выдающихся мест.

Еще в начале прошлого века он формировал и создавал писательскую гвардию Иркутска, а затем возглавлял ее долгие годы.

Как поэт, Иван Иванович Молчанов-Сибирский оставил большое, еще не до конца опубликованное и изученное литературное наследие – стихи и поэмы, публицистику, детские стихи и рассказы, дневники и записные книжки.


Иван Иванович Молчанов-Сибирский родился 1 мая 1903 года во Владивостоке, в семье военного моряка, баталера героической канонерской лодки «Кореец». Помните песню «Гибель Варяга» на стихи Якова Репнинского:

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский флаг.
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».

Начало жизни Ивана Ивановича прочно связано с военно-морской славой Иркутска. Именно Иркутск стал форпостом зарождения и развития Тихоокеанского флота. Снаряжение петровских экспедиций – Беринга и других, Российско-Американская компания, открытие и присоединение к России Алеутских островов, Аляски, первое посольство в Японии, первая навигацкая школа, первое Адмиралтейство, проект реформ российского флота, разработанный иркутским губернатором Корниловым (отцом знаменитого адмирала Корнилова, героя Севастополя).

 
Так что маленький Ваня Молчанов появился на свет в морской колыбели восточной российской окраины, которая за три века была создана в основном силами иркутян. Не случайно его отец Молчанов Иван Николаевич на морскую службу был призван из Иркутска.


В 1905 году Молчановы вернулись в Иркутск и вся жизнь и судьба И. И. Молчанова-Сибирского связана только с Иркутском. В семнадцать лет Иван Молчанов работает помощником слесаря в иркутском железнодорожном депо, учится в железнодорожном техникуме. Работая в депо, он оканчивает курсы рабкоров, сотрудничает в газетах, вступает в комсомол.

 
В 1923 году в Иркутске возникает Иркутское литературно-художественное объединение – первая в Сибири писательская организация. И это, опять же, не случайно. В Сибири только Иркутск имеет в историческом арсенале почти десяток летописей, отражающих историю города и края. В Иркутске появилась первая публичная библиотека. В Иркутске написан первый сибирский роман «Дочь купца Жолобова» Ивана Калашникова. В Иркутске родилась первая в Сибири женщина-писатель – Авдеева-Полевая, здесь же написан первый советский роман – «Два мира» Владимира Зазубрина.


Первые стихи Молчанова-поэта посвящены родному городу, родному краю, родному Глазковскому предместью:

Гора, за ней опять гора
Сплотили тесно плечи,
И мчится, стонет Ангара,
Совсем по-человечьи.

И каждый день, и каждый год
Упрямо камни гложет.
И синих вод упрямый ход
Скала сдержать не может.

В 1932 году выходит первый сборник стихов И. И. Молчанова-Сибирского «Покоренный Согдиондон», где автор рисует широкий образ пробуждающейся Сибири и чувствует себя ее верным сыном:

В тайге глухой голец Согдиондон
Вонзился в небо голою вершиной.
Его изрезали со всех сторон
Глубокие и резкие морщины.

Он сед, он стар. Давным-давно оглох.
Крутые скулы топором не бриты,
Как борода косматый белый мох,


И склоны пихтою обвиты.

Стихи поэта отражают эту сыновнюю любовь:

Милый край… Тишина… Тишина.
Милый край, где привольно и дико,
Под ногами бадан и брусника,
Милый край молодого вина.

Первая книга Ивана Молчанова стала добротной заявкой на творческое будущее:

Догорел осенний вечер,
Укатилось солнце прочь.
Даже собственные плечи
Не видать в такую ночь.

В 1933 году Иван Молчанов ведет литературный кружок в иркутской школе-интернате № 6. Он знакомит детей с русской и советской литературой, преподает им азы журналистики и публицистики и под впечатлением литературных познаний и рассказов наставника они пишут первую в советской России коллективную книгу о времени и о себе «База курносых».    


«База курносых» прогремела на всю страну, и руководство Иркутска наградило ребят поездкой в Москву.


В тридцатые годы у Молчанова-Сибирского выходят сборники: «Стихи», «Синие Саяны», «Граница на Востоке», а также книжки с иллюстрациями иркутских художников для самых юных читателей: «Милая картошка», «Лисенок Тумай», «Лыженята». Голос поэта крепнет, набирает силу и звучит чище, образнее, ярче.


Имя его обретает не только региональную, но и всесоюзную известность и это видно из писем со штемпелями Москвы, Ленинграда, Владивостока, Хабаровска, Якутска, Красноярска, Новосибирска. Поэту пишут, к нему обращаются писатели, известные всей стране – Александр Серафимович, Эдуард Багрицкий, Владимир Зазубрин, Самуил Маршак, Илья Сельвинский, Ефим Пермитин, Борис Полевой. Кроме просто дружеских и приветственных слов это еще и рецензии, и отзывы на его творчество, и многочисленные просьбы.


В 30-50-е годы ХХ столетия Иван Иванович был в глазах современников светлой, неординарной личностью, известным поэтом, которого знали и читали не только в Иркутске и в Сибири, но и по всей стране.


Можно сказать, что Ивану Ивановичу Молчанову-Сибирскому повезло не только с верными друзьями, среди которых были писатели, офицеры, рабочие, пионеры, ему повезло и с необычайно широкой, отзывчивой и чуткой читательской аудиторией, которая признала и полюбила его.

Но аудитория одна на всех, а потому главное, в чем ему повезло — это с родиной, Сибирью, восторгаться которой и воспевать которую он никогда не уставал. Названия его стихов говорят сами за себя: «Весна на Байкале», «Золотоносная тропа», «Костер», «У таежного ключа», «Избушка на Ичене», «Озерцо», «На берегу», «Затесы», «Голубой дым», «Мунку-Сардык», «Безымянный ручей», «Подбрось в костер немного веток», «Хорошо на Байкале вечером».


И не менее важным в его судьбе, чем родина, стало то, что не обнесла та же судьба Ивана Ивановича до краев наполненной, светлой чашей личной жизни: на протяжении всего жизненного пути, полного трудов и забот, был он счастлив с женой Викторией Станиславовной Молчановой, в девичестве Прушинской, и с детьми, которых в семье было шестеро.


Не только литературой и работой с молодежью и школьниками был занят поэт. В довоенные годы И. И. Молчанов-Сибирский несколько раз призывался в армию, где так же была высока потребность в правдивом и честном слове, в подбадривающем и поддерживающем оптимизме, в устойчивой вере в общее дело, в правоте идей и устремлений целого народа.

А что может быть нужнее и справедливее защиты своей земли, своего отечества? И его отправляли то на командирские сборы, то на тревожные рубежи, где вела сложную провокационную игру японская военщина, не желающая смириться с результатами давно отгремевшей гражданской войны и с господством России на Курилах, на Сахалине и на Камчатке.

Ну, и само собой, годы, когда гремела Великая Отечественная и у восточных границ стояла огромная Квантунская армия, здесь, в полевой и часто боевой обстановке, росло и крепчало уже не литературное, а военное мужество и братство сильных и испытанных в боях людей.


Стихи Молчанова-Сибирского тех лет – это вообще редкое в нашей литературе широкое полотно предвоенной дальневосточной грозы: бои у озера Хасан, бои у Халхин-гола, где фактически рождалась и закалялась в боях та армия, которая потом, в сорок первом, пережив первые разгромы, выстояв и набрав силы, неудержимо двинулась на запад, дойдя чуть ли не до Ла-Манша.


Когда была объявлена война 1941 года, иркутские писатели во главе со своим секретарем Иваном Молчановым-Сибирским, опубликовали в газете обращение и объявили себя полностью мобилизованными для фронта. Писатели высказали просьбу Политуправлению ЗАБВО направить их в действующую армию, на запад, но их направляют на Восток – здесь, у наших границ стоит, и будет стоять до своего полного разгрома в 1945 году, огромная Квантунская армия – миллион прекрасно вооруженных и обученных солдат и офицеров Японии.


Десятки очерков и рассказов посылает в редакции военных газет военкор Молчанов-Сибирский. Вместе со своим давним другом, а теперь и фронтовым побратимом, с которым они, случается, делят поровну последнюю походную картофелину или последний глоток воды, с Георгием Марковым, пишут они и подписывают двумя фамилиями многие корреспонденции. «Герои первых боев», «Встречи. Из дневника писателей», «Город полотняный», «На переправе», «Семнадцать против двухсот», «Дух традиций» – везде их имена «Иван Молчанов, Георгий Марков» стоят рядом. И, конечно, строками множества стихов освещает поэт и этот период жизни.


Уже в 1942 году и позже, после всех сражений в Отечественной войне, в 1948 году, выйдут книги Молчанова-Сибирского, обращенные к тем дням и годам: «Полевая почта» (Иркутск, 1942) и «Мои товарищи» (Иркутск, 1948), из которых всегда будут доноситься до нас знойное дыхание монгольских степей, пулеметные очереди, артиллерийские канонады и грохот танковых гусениц.


«Застава», «Городок», «Пограничный пост», «Ночная схватка», «Посылка», «В секрете», «Дружба», «Перед сраженьем», «Русская гармошка на Хингане», «О чем ты думаешь, солдат» и десятки других стихотворений – это не просто поэтические циклы о войне, это летопись сражений, живые страницы нашей истории, близкой и вечно живой.


Через долгие дни и тяжкие годы приходит светлый и ослепительный день Победы. Майор И. И. Молчанов-Сибирский с орденом «Красной Звезды», «Монгольским орденом», с медалью «За победу над Японией» заканчивает, и теперь уже навсегда, свою военную страду.

И разве можно не отметить эту победу стихами? И поэт пишет стихи, своеобразные, с отображением в них своей жизни, в память отца и во славу всех, кто сражался за Россию.

Мы так любили в детстве слушать
Рассказ отца про Порт-Артур!
Пред нами возникала суша,
Форты, глазницы амбразур.
Для нас бессмертною былиной
Вставали дни тревог и гроз –
Сраженье на Перепелиной
И Электрический утес.

Мы в бескозырках из бумаги
С любимой песнею «Варяг»
Сражались яростно в овраге
В пылу мальчишеских атак.
Прошли года. Забыты игры,
Но песни старые звучат.
На западе пылают «Тигры»
От метких выстрелов внучат:

Потомки моряков «Варяга»
Врагу не сдали Сталинград.
Крепка старинная отвага,
Умноженная во сто крат…

Вновь Порт-Артур…
Уже над фортом
Родные флаги зацвели.
Подходят к старым пирсам гордо
Моей державы корабли.

Военкор и поэт, майор Молчанов-Сибирский печатал в редакциях военных газет рассказы и очерки не только о бойцах и офицерах, он, как наставник, хорошо поработавший в культуре, посвящал свои статьи и выступления не только войне, но и русской литературе. Это позволяли ему его познания в литературе, в истории, его эрудиция и бесконечная работоспособность.


Очерки о писателях, о русских поэтах-патриотах он создает и в мирное время.


Патриотизм, как одну из составляющих черт русского характера, присущую, прежде всего, и ему самому, замечал Молчанов-Сибирский у других, и подчеркивал эту национальную особенность, как у воинов, так и у литераторов, о которых писал. Его чувства и мысли, его рассуждения о русском патриотизме актуальны и сегодня.


В послевоенные мирные годы Иван Иванович много пишет о родной природе, о строительстве ГЭС на Ангаре, о новом освоении края — и все это проходит через его чуткое, доброе и отзывчивое сердце поэта.

В его большом поэтическом наследии сохранилось много неизвестных, неопубликованных стихов, датированных сороковыми и даже двадцатыми годами. Этот не освоенный издателями и литературоведами, осененный светлым вдохновением творческий пласт поэта Ивана Молчанова-Сибирского, еще на пути к читателю.


Иван Иванович Молчанов-Сибирский был не только публицистом, поэтом, прозаиком, он являлся также и внимательным, влюбленным в литературу читателем, тактичным, неподкупным редактором, прирожденным педагогом, а еще и бессменным, с 25-летним стажем руководителем Иркутской писательской организации. И это в самые грозные и воистину трагические годы жизни страны.


Уже в молодости Ивана Ивановича отличает особенное свойство души: исключительное душевное расположение к людям, благожелательность, внимание к заботам близких и малознакомых, соединенное с ярким оптимистическим настроением, которое сохранял он даже в периоды тяжелых болезней и жизненных неудач, не обходивших его.

К этому следует приплюсовать заботливость, организаторский талант, неуспокоенность сердца. Именно эти качества сделали его одним из выдающихся организаторов литературного процесса в Сибири и особенно в Иркутске.


Заметный, яркий след на земле и в сердцах современников оставил поэт и гражданин Иван Иванович Молчанов-Сибирский. Об этом свидетельствуют и его произведения, и воспоминания его друзей и коллег по творческому цеху, и тех, кого он вводил в литературу, кто рядом с ним жил и работал.

И удивительно, есть судьбы, как бы повторяющие другие судьбы, не в деталях и особенностях, а в главном, стержневом содержании, что, должно быть, говорит о прочности заложенных традиций, о духовной близости поколений, о зеркальности предопределения, о том, что все прекрасное на земле имеет, и будет иметь продолжение.

В.П. Скиф

Теги: