Семенова Валентина Андреевна

Критик, публицист, редактор, составитель книжных изданий, автор мемуаров. Член Союза журналистов с 1986, член Союза писателей России с 2011.

Родилась 6 августа 1949 в селе Харик Куйтунского района Иркутской области. Окончила Нукутскую среднюю школу, в 1970 – Иркутский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. В 1972–1996 г.г. работала корректором, затем редактором Восточно-Сибирского книжного издательства, отдела художественной литературы. В 1996–2004 заведовала Бюро пропаганды художественной литературы при Иркутском отделении СП России; в 1997–1999 (по совместительству) – редактор издательского отдела НПО «Облмашинформ»; с 1999 по 2012 – вела отдел культуры и критики журнала «Сибирь».

С 1986 по 1992 Валентина Андреевна становилась участницей ежегодной научной конференции Сектора литературы Сибири Института истории, филологии и философии СО АН СССР в Новосибирске; с 1988 по 1993 входила в рабочую группу и редколлегию православного издания «Литературный Иркутск» (сост.- ред. В. Сидоренко). С 1993 до 2010-х являлась составителем-редактором серии «Жития народные» (сначала в ВСКИ, затем в «Сибири»). В настоящее время – участница науч.-практ. конференций ИГУ, Музея В.Г. Распутина, Педагогического института, инициатор Круглого стола «Посоветуемся с Распутиным…» и член Издательского совета при Иркутском Доме литераторов.

Вклад в развитие иркутской литературы В. А. Семеновой огромен — это статьи и очерки о творчестве сибирских писателей, включая В. Распутина и А. Вампилова, статьи о театре, книгоиздательском деле; обзоры Дней русской духовности и культуры «Сияние России», Международного театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова и многих других событий культурной жизни Приангарья. О её книге «Благодаря – а не вопреки» журнал «Сибирские огни» отозвался так: «О чём бы ни писала В. Семенова – о творчестве Пушкина и его современных интерпретаторах, А. Вампилове и В. Распутине, А. Звереве и И. Комлеве, критик отстаивает подлинно духовные, национальные начала отечественной словесности и культуры».

В.А. Семенова является многократным лауреатом Губернаторской премии по издательской деятельности:  за редактуру и составление сборника «Молодость. Творчество. Современность – 1987» (1988); за редактуру и составление сборника «Стихи по кругу» (1993); за редактуру книги «Мы помним тебя, комсомол!..» (2001); как редактор отдела критики и культуры журнала «Сибирь» — в составе редакции (2006);  за редактуру издания  «Иркутск: Бег времени» (2012); лауреат газеты (электронное издание) «Российский писатель» по публицистике – за статью «Испытание историей» (2017).

Живёт в Иркутске.

Отдельные издания

Благодаря – а не вопреки: Полемические статьи, обзоры, рецензии. – Иркутск : Изд. центр журн. «Сибирь», 2002. – 214 с.

Вместе с бурями века: Краткий обзор имён и книг Иркутской писательской организации (к 75-летию образования). – Иркутск : Иркутский писатель, 2007. – 64 с.

Под небом родным и тревожным : Критика и публицистика.  – М. : Вече, 2019. – 304 с. – (Моя Сибирь).

Ст. о сибир. писателях: А. Вампилове, А. Гурулёве, В. Распутине, В. Нефедьеве, В. Огаркове, поэтах Т. Суровцевой, А. Горбунове, критике Н. Тендитник и др.; о театре, истории, книгоиздательском деле.

Составитель-редактор книг

Молодость. Творчество. Современность ’87. Сборник. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. – 224 с.

Стихи по кругу. Вып. 2 : сборник. –  Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993. – 123 с.

Русские песни и романсы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. – 528 с.

Писатели Приангарья: Биобиблиографический справочник. – Иркутск: Изд-во журн. «Сибирь» совместно с Товариществом «Письмена», 1996. – 208 с.

Антология иркутского рассказа. ХХ в. / Сост. (в соавт. с С.Б. Китайским); предисл., ред. – Иркутск: Иркутский писатель, 2003. – 640 с.

Бег времени : в 2 т. – Т. 2 : Автографы писателей. Кн. ІІ : Проза / Сост. (в соавт. с А.К. Лаптевым); предисл., ред. – Иркутск : Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2012. – 720 с.

Тендитник Н.С. Ликуя и скорбя : статьи, рецензии, публикации. – Иркутск : [б.и.], 2017 (Тип. «Репроцентр А1»). – 384 с.

Публикации в коллективных сборниках

                                            и периодических изданиях

 Отстаивать настоящую культуру – дело нелёгкое, но ненапрасное : О «Сиянии России». –// Огни Кузбасса. – Кемерово, 2017. –  № 1. – С. 150 – 153.

Преданность идеалам в эпоху перемен : Творчество и краткая биография Н.С. Тендитник [вступ. ст.] // Тендитник Н.С. Ликуя и скорбя. – Иркутск: [б.и], 2017 (Тип. «Репроцентр А1», 2017. – 384 с.  

Картина в какой-то степени промыслительная… : О разногласиях накануне ХV съезда Союза писателей России (15 –16 февр. 2018 г.) // Наш современник. – Москва, 2018. – № 8. – С. 287 – 288. 

Что может позволить себе народный театр?.. : О спектаклях областного фестиваля «Театральное Приангарье», посвященному Году театра // Байкальские вести. – Иркутск, 2019. –  № 18. – 29 апр. – 5 мая. –  С. 8.

 «Снисходя друг ко другу любовью…» : Заметки с Круглого стола «Посоветуемся с Распутиным» на тему: «Валентин Распутин и семейное воспитание в современном мире» // Сибирь. – Иркутск, 2019. – № 4.  – С. 117–120. 

Проснётся тот, у кого проснётся совесть : О романе А. Тимофеева «Пробуждение» // Наш современник. – Москва, 2019. – № 8. –  С. 270 – 272.

От образа дерева к образу ризомы?.. : заметки с ХІІ Международного театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова (2019) // Байкальские вести. –  Иркутск, 2020. – № 2. – 20–26 янв. – С. 12–13.

То же // Сибирь. – Иркутск, 2021. – № 2. –  С. 203 – 207.

В Иркутске вспомнили про драматургов: пора!.. : О сборнике современной драматургии «В контакте»: О. Малышев; А. Просекин; В. Хайрюзов; А. Иоффе; Ю. Баранов; С. Волкова (Иркутск, 2019) // Сибирь. – Иркутск, 2020. – № 1. – С. 237 – 240.

Там ли ищем виноватых?.. : к дискуссии об А.И. Солженицыне // Сибирь. – Иркутск, 2020. –  С.  236 – 240.

Дух Победы, цена Победы : От военной прозы 1950 Иркутск, – 1980-х гг. – к нашим дням // Сибирь.  – Иркутск, 2020. – № 6. – С. –184–190.

То же // Литература о войне: эволюция смыслов и трансформация образов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 12–15 марта 2020 г.  / отв. ред. А.Г. Бондарев. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. –  С. 123–134.

То же // Наш современник. – Москва, 2021. –  № 3.  – С. 278 – 283.

 История отступничества в зеркале поэзии // Наш современник. — Москва, 2022. –  № 11. –  С.231– 240. 

О жизни и творчестве

Коротко о книгах : о кн. «Благодаря – а не вопреки» // Сибирские  огни. – Новосибирск, 2003. – № 5. – С. 190.

Столяревский, А. Антологии специального назначения // Сибирь. – Иркутск, 2004. – № 5. – С. 207 – 214.

О современных «авторских» антологиях, в т. ч. «Антологии иркутского рассказа ХХ в.»

Краснопольский, Б. Такой вот «букет» : об «Антологии Иркутского рассказа» // Зелёная лампа. – Иркутск, 2004. –  С. 188–189.

Жартун, С. Годы, люди, характеры : об «Антологии иркутского рассказа»… // Восточно-Сибирская правда. – 2004. – 13 марта. – С. 13.

Михеева, Р. «Сиянию России» в Иркутске – 20 лет : [О проведении Дней русской духовности и культуры «Сияние России», в т. ч. о хрониках В. Семеновой] // Сибирь. – Иркутск,  2013. – № 3. – С. 232.

Анашкин Э. Тревожное небо Сибири : о книге критики и публицистики В. Семеновой «Под небом родным и тревожным» // Наш современник. – Москва, 2020. – № 6. – С. 271 – 273.

Валентина Семенова

Дух Победы, цена Победы

отрывок из статьи

<…>

Появление повести «Живи и помни» В. Распутина (1975) сразу же вызвало споры. Одни считали, что дезертир не может стоять в центре истории из военных лет, другие на встречах с автором задавали вопрос: так ли уж виноват Андрей Гуськов? Если бы после госпиталя ему дали отпуск, на который он имел право, и если бы дом не оказался рядом, он бы не совершил побега.

Валентин Григорьевич всегда вполне однозначно отвечал, что Гуськов – не жертва, червоточина имелась в нём самом и что в военное время нельзя отделять себя от народа. В письме Алексею Звереву по поводу его рассказа о пылкой любви, преодолевшей всё, в том числе и дезертирство, Распутин упрекает автора за симпатию к герою и героине. «Я не могу принять рассказ по его позиции, – пишет он. – Любовь, которая преодолевает, лучше сказать, бежит от фронта, от войны, наверное, всё-таки преступная любовь, какой бы горячей она ни была»[1]. <…>

Сегодня спор идёт между критиками в толковании текста, зачастую без учёта не просто мнения писателя и его мировоззрения, но и, что самое главное, без учёта характера героя, логики его развития, заложенной писателем изначально. Вместо несогласия с автором возникает несогласие якобы в прочтении текста, что уводит спор совсем в другую плоскость. Всякий имеет право не согласиться с автором в изображении героя или события. Надо только сказать об этом прямо и не забывать, что всякий имеет право также и согласиться с автором! А не пытаться через «более правильное прочтение» переиначивать смысл произведения.

Вообще стало трудно опровергать какие-то очевидные вещи после того, как в литературоведении появилось особое понятие текста, который рассматривается как нечто самодовлеющее и может толковаться в отрыве от авторского «я» с его мыслями и чувствами. По сути, открылась возможность ловить писателя на слове. И такое произошло однажды с Распутиным, когда на съезде депутатов СССР он произнёс фразу, из середины которой нашлись охотники вырвать слова: «…а может быть, России выйти из состава Союза?..» Эти слова ему дорого стоили. Даже четверть века спустя продолжает звучать в адрес писателя упрёк в призыве к развалу Союза. Никто из упрекавших почему-то не приводит ни предшествующего «… я размышляю: а может быть…»,ни вывода из размышлений: «А лучше всего вместе бы нам поправлять положение. Для этого сейчас, кажется, есть все возможности». В искажении смысла высказывания легко убедиться, если заглянуть в стенограмму выступления писателя 1 июня 1989 года в Интернете.

Примерно то же произошло с повестью «Живи и помни», когда в перестроечное время появились статьи в защиту Андрея Гуськова, с обвинением тоталитарного советского режима, беспощадного к человеку. <…>

          ***

Надо заметить, мы как-то трудно осмысливаем реальность, долго вырабатываем стратегию страны в мирное время. Зато поиск правды в прошлом, нравственные оценки правления вождей и царей стали в некотором роде навязчивой национальной идеей. Мы спорим о Сталине, Николае ІІ, Пётре І, Иване Грозном, реформаторе Столыпине, якобы извлекая опыт. Но результатов не видно. Вместо того чтобы с уважением отнестись к истории, учесть провалы, но и не забывать о победах. Нельзя опираться на бесконечное перебирание горестных страниц – это не даёт духовной силы для свершений.

При всём при том мировая политика развивается по своей логике. Давно уже ясно: государство можно разрушить без применения оружия – перестроить сознание населения методом информационных диверсий извне, если им нет противостояния изнутри. И вот новое вероломство, такое же неожиданное, как внезапное нападение в 1941 году, как отказ Европы и США принять новую Россию в 1990-е годы, – массированный пересмотр истории Второй мировой войны и сведение на нет заслуг СССР в победе над фашизмом. Наш опыт переживания, осмысления войны как противоестественного явления отброшен прочь западными политическими элитами, поскольку не совпадает с их интересами. Включая даже страны-союзницы, выступившие в войне на стороне СССР.

Мы потеряли победный дух, потеряли свой миф о могучей державе, о граде Китеже, Беловодье, Святой Руси, миф о социализме и коммунизме как единственном выборе человечества.

Каждый народ пишет свой миф. И это не сказка, а сокровенное представление народа о себе, утверждение своей значимости среди других народов. На наших глазах создаёт новый миф Украина – о том, что древние укры внесли в историю человечества небывалый вклад. Можно смеяться, но в этом нация черпает силы, чтобы преодолевать трудности на своём пути. И победный дух будет востребован до тех пор, пока существуют границы между странами. А они в ближайшее время вряд ли будут отменены.

Чем ответил народ России на попытку отнять у него Великую Победу?

Ответил Бессмертным полком. Он зародился в заснеженной сибирской глубинке, в городе Томске в 2012 году. Поклон Томску!

Россия подняла над собой лики предков, победителей и жертв вместе, как щит, как последний заслон от вновь грянувшей напасти. Хотелось бы надеяться, что это стихийное и мощное движение не выродится в формальность или, чего доброго, в шоу, уж лучше пусть уйдёт в те глубины народного духа, из каких и пришло.

***

ХХІ век принёс постсоветской России новые тревоги. Конкуренция между странами не ослабевает, несмотря на перемены в общественно-государственных устройствах. В таких условиях необходим духовный подъём народа, опора на лучшее, что можно извлечь из прошлого.

Русская литература сказала своё слово о Великой отечественной войне. Книги выдающихся писателей второй половины ХХ века стали классикой, потому что в них сохраняется духовно-исторический опыт народа, выдержавшего небывалые испытания.

Но и суворовскую «Науку побеждать» забывать не следует.

Надо только прибавить к науке побеждать на поле боя науку побеждать на поле мирного труда. Выработать её сообща и воплощать в жизнь. И тогда литература будущего непременно запечатлеет путь восхождения на новый холм Славы необыкновенной и удивительной страны России! Пафос уместен.

Дух победы, цена Победы : От стр. очерка Н.С. Тендитник,

посвящ. военной прозе 1950–1980 гг., – к нашим дням // Литература о войне:

эволюция смыслов и трансформация образов : материалы Всероссийской научно-

         практической конференции. Иркутск, 12–15 марта 2020 г.

        / отв. ред. А.Г. Бондарев. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2020. – 159 с. С. 123–134.


       [1] Цит. по: Тендитник Н. Ответственность таланта // Тендитник Н.С. Мастера. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. – С. 79.

(Из архива А.В. Зверева)