Литературная школа

Публикуем программу «ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА» в рамках проекта «Культура для школьников».

Автор — кандидат культурологии, кандидат филологических наук, член Союза писателей России Валентина Яковлевна Иванова.

Цель – получение учащимися междисциплинарных знаний, связанных с литературой и книгой.

Задачи:

  1. расширение знаний, полученных на уроках чтения, истории, литературы,
  2. воспитание чувства ценности книги, письменности, языка,
  3. воспитание чувства красоты русского слова и речи,
  4. воспитание любви к русской литературе,
  5. патриотическое воспитание.

Форма проведения: микролекция-диалог с презентацией видеоряда, аудиолекция.

Длительность: 1-4 кл. 15 мин., 5-11 кл. 20 мин.

«КНИЖКИНЫ ХУДОЖНИКИ» (14 кл.)

Концепция: знакомство школьников начальной школы с выдающимися русскими иллюстраторами детской книги, раскрытие красоты и мастерства произведений книжной графики, связи изображения и текста, раскрытие полноты восприятия книги как произведения искусства двух художников – писателя и графика. Цель – учить рассматривать, связывать изображение с текстом, ценить красоту книги.

Форма проведения: микролекция через видеоряд и рассказ о художнике.

Возможные темы (рабочие названия):

  • Татьяна Маврина: окунёмся в цвет.
  • Иван Билибин.
  • Евгений Чарушин.
  • Другие.

«ДРЕВНЯЯ КНИГА» (58 кл.)

Концепция: раскрытие процесса рождения книги как ключевого явления в развитии культуры, начиная с появления изображений, орнамента, первых азбук, а также возникновения современного вида книги – «кодекса». Возможны такие темы, как архитектура, костюм как язык и текст.

Форма проведения: микролекция с видеорядом.

Возможные темы (рабочие названия):

  • Прочитаем древний орнамент.
  • Древний сосуд как учебник.
  • Скифская пектораль как энциклопедия.
  • Сибирские петроглифы.
  • Финикийская азбука как книга.
  • Кириллица как послание будущему читателю.
  • Свиток и кодекс.
  • Берестяные грамоты.
  • Русская изба как книга о мире.

 «КЛАСС ПОЭЗИИ» (811 кл.)

Концепция: проводится в виде анализа произведений классической русской поэзии XIX-XX вв. Раскрытие глубины, выразительности, красоты и духовного содержания произведений русской поэзии. Формирование эстетического, литературного вкуса, понимания ценности поэтического слова и видения, создание условий для понимания психологического, философского, культурологического аспектов смысла стихотворения.

Форма проведения: возможно, аудиолекция.

Возможные темы: для каждой лекции выбирается одно стихотворение, не хрестоматийное, а малоизвестное. Рассматриваются разные аспекты поэтического произведения: композиция, звукопись, цветопись, пейзаж, ведущие мотивы, образ лирического героя и другое.

Общий комментарий к программе

С учетом специфики Дома литераторов как учреждения культуры основным объектом программы выбраны литература и книга, а также то, что способствовало их возникновению, — язык, азбука, письменность, словесность. Название программы «литературная школа» соответствует русской словообразовательной модели: музыкальная школа, художественная школа, хореографическая школа и т.д. как формы дополнительного образования, выполняющего функцию развивающего, общекультурного обучения. Название «класс» для старших школьников имеет двойное значение: класс как форма обучения (класс вокала, класс фортепьяно и т.д.) и как обращение к классической русской литературе. Названия лекций лучше формулировать в виде вопроса, проблемы, чтобы учащимся было понятно, что является главным в сообщении, а также, чтобы было выделено поисковое начало, тайна, которую хочется раскрыть. Например, «Узор как тайное послание», «Берестяная грамота: поговорим с древними русичами».

Содержание лекций в разделе «Древняя книга» имеет научно-популярный характер, но при этом основывается на фундаментальных трудах известных отечественных ученых – этнографов, культурологов, искусствоведов, филологов: А.П. Окладникова, Б.А. Рыбакова, В.Л. Янина, В.В. Мириманова, М.Л. Гаспарова, Вяч.Вс. Иванова и других, а также на новейших исследованиях современных ученых. Имена исследователей прозвучат дозировано, согласно с особенностями восприятия школьников разного возраста и с учетом формы популяризации знаний. В разделе «Класс поэзии» делается анализ стихотворения в рамках «имманентного анализа», по М.Л. Гаспарову, при котором внимание исследователя сосредоточено только на слове, тексте, музыке стиха.

#культурадляшкольников38

Теги: