Литературная школа
Публикуем программу «ЛИТЕРАТУРНАЯ ШКОЛА» в рамках проекта «Культура для школьников».
Автор — кандидат культурологии, кандидат филологических наук, член Союза писателей России Валентина Яковлевна Иванова.
Цель – получение учащимися междисциплинарных знаний, связанных с литературой и книгой.
Задачи:
- расширение знаний, полученных на уроках чтения, истории, литературы,
- воспитание чувства ценности книги, письменности, языка,
- воспитание чувства красоты русского слова и речи,
- воспитание любви к русской литературе,
- патриотическое воспитание.
Форма проведения: микролекция-диалог с презентацией видеоряда, аудиолекция.
Длительность: 1-4 кл. 15 мин., 5-11 кл. 20 мин.
«КНИЖКИНЫ ХУДОЖНИКИ» (1—4 кл.)
Концепция: знакомство школьников начальной школы с выдающимися русскими иллюстраторами детской книги, раскрытие красоты и мастерства произведений книжной графики, связи изображения и текста, раскрытие полноты восприятия книги как произведения искусства двух художников – писателя и графика. Цель – учить рассматривать, связывать изображение с текстом, ценить красоту книги.
Форма проведения: микролекция через видеоряд и рассказ о художнике.
Возможные темы (рабочие названия):
- Татьяна Маврина: окунёмся в цвет.
- Иван Билибин.
- Евгений Чарушин.
- Другие.
«ДРЕВНЯЯ КНИГА» (5—8 кл.)
Концепция: раскрытие процесса рождения книги как ключевого явления в развитии культуры, начиная с появления изображений, орнамента, первых азбук, а также возникновения современного вида книги – «кодекса». Возможны такие темы, как архитектура, костюм как язык и текст.
Форма проведения: микролекция с видеорядом.
Возможные темы (рабочие названия):
- Прочитаем древний орнамент.
- Древний сосуд как учебник.
- Скифская пектораль как энциклопедия.
- Сибирские петроглифы.
- Финикийская азбука как книга.
- Кириллица как послание будущему читателю.
- Свиток и кодекс.
- Берестяные грамоты.
- Русская изба как книга о мире.
«КЛАСС ПОЭЗИИ» (8—11 кл.)
Концепция: проводится в виде анализа произведений классической русской поэзии XIX-XX вв. Раскрытие глубины, выразительности, красоты и духовного содержания произведений русской поэзии. Формирование эстетического, литературного вкуса, понимания ценности поэтического слова и видения, создание условий для понимания психологического, философского, культурологического аспектов смысла стихотворения.
Форма проведения: возможно, аудиолекция.
Возможные темы: для каждой лекции выбирается одно стихотворение, не хрестоматийное, а малоизвестное. Рассматриваются разные аспекты поэтического произведения: композиция, звукопись, цветопись, пейзаж, ведущие мотивы, образ лирического героя и другое.
Общий комментарий к программе
С учетом специфики Дома литераторов как учреждения культуры основным объектом программы выбраны литература и книга, а также то, что способствовало их возникновению, — язык, азбука, письменность, словесность. Название программы «литературная школа» соответствует русской словообразовательной модели: музыкальная школа, художественная школа, хореографическая школа и т.д. как формы дополнительного образования, выполняющего функцию развивающего, общекультурного обучения. Название «класс» для старших школьников имеет двойное значение: класс как форма обучения (класс вокала, класс фортепьяно и т.д.) и как обращение к классической русской литературе. Названия лекций лучше формулировать в виде вопроса, проблемы, чтобы учащимся было понятно, что является главным в сообщении, а также, чтобы было выделено поисковое начало, тайна, которую хочется раскрыть. Например, «Узор как тайное послание», «Берестяная грамота: поговорим с древними русичами».
Содержание лекций в разделе «Древняя книга» имеет научно-популярный характер, но при этом основывается на фундаментальных трудах известных отечественных ученых – этнографов, культурологов, искусствоведов, филологов: А.П. Окладникова, Б.А. Рыбакова, В.Л. Янина, В.В. Мириманова, М.Л. Гаспарова, Вяч.Вс. Иванова и других, а также на новейших исследованиях современных ученых. Имена исследователей прозвучат дозировано, согласно с особенностями восприятия школьников разного возраста и с учетом формы популяризации знаний. В разделе «Класс поэзии» делается анализ стихотворения в рамках «имманентного анализа», по М.Л. Гаспарову, при котором внимание исследователя сосредоточено только на слове, тексте, музыке стиха.
#культурадляшкольников38
Теги: культура для школьников