Иванова Валентина Яковлевна

Литературовед, критик, культуролог, психолог, кандидат филологических наук, кандидат культурологии. Член Союза писателей России (Иркутское региональное отделение) с 2021 г. Родилась в 1963 г. в  г. Ангарске. В 1990 г. окончила Иркутский государственный университет по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы». Работала учителем в Турминской средней  школе  Братского района.

В 1995 г. получила второе высшее образование в ИГПИ, на специальном факультете, а в 2009 г. окончила ИрГТУ по специальности  «искусствовед». Два года работала научным сотрудником Музея В. Г. Распутина, разработала структуру и основной контент сайта музея, концепцию научной работы.  Сейчас преподает на кафедре новейшей русской литературы в ИГУ. Читает студентам дисциплины «Философские проблемы литературоведения», «Методология анализа художественного текста», «Литературоведение в кругу гуманитарных наук: философия, психология, культурология» и др.

Основная тема творчества и научных исследований Валентины Яковлевны – изучение поэтики прозы Валентина Распутина. В 2013 г. она защитила кандидатскую диссертацию по филологии на тему: «Структурно-семантический аспект художественного образа в творчестве В.Г. Распутина», а в 2014 г. диссертацию по культурологии — «Мандорла и гора-лествица как формы выражения смыслов в русской православной культуре». В. Иванова является автором двух книг, многочисленных статей, посвященных творчеству В. Распутина и иркутских писателей.

Работы Валентины Яковлевны публикуются в научных и литературно-художественных изданиях, в журналах «Сибирь», «Наш современник», «Литература в школе», газете «День литературы» и др. В своих изысканиях она осмысливает творчество современных иркутских прозаиков, анализирует литературные процессы, присущие нашему времени, вносит свой вклад в изучение русской православной культуры, иконописи.  Является постоянным участником международных научных конференций, членом Издательского совета Иркутского областного Дома литераторов.

Лауреат премии губернатора в области культуры и искусства (2018), лауреат премии журнала «Сибирь» им. Алексея Зверева в номинации «Критика, публицистика» (2020), лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф. Абрамова «Чистая книга» за книгу «Наследие Валентина Распутина в современной иркутской литературе» (2021).

Живет в г. Ангарске.

Отдельные издания

Наследие Валентина Распутина в современной иркутской литературе : статьи, очерки. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. – 146 с.

Поэтика прозы Валентина Распутина : монография. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. – 361 с.

Публикации в коллективных сборниках,

продолжающихся и периодических изданиях

«И плачет душа моя за весь мiр»: православная аскетика в иконографии повести В. Г. Распутина «Последний срок» // Время и творчество Валентина Распутина: история, контекст, перспективы : материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина (Иркутск, 15–17 марта 2012 г.) / Иркутский государственный университет ; ответственный редактор И. И. Плеханова. – Иркутск, 2012. – С. 348–358.

Образ преображения как образно-сюжетный инвариант в прозе В. Г. Распутина // Творчество Валентина Распутина : ответы и вопросы / под редакцией И. И. Плехановой. – Иркутск, 2014. – С. 268–275.

В распахнутых от счастья глазах. – Текст : электронный // Великороссъ. – 2017. – № 100 (август). – URL: http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_62/article_3665/ (дата обращения: 28.12.2021). – Рец. на ст.: Струны памяти : [воспоминания о Валентине Распутине] / А. С. Гурулев. Сибирь. 2017. № 2.

Мотивы прощания и прощения в творчестве Валентина Распутина и Александра Вампилова // Александр Вампилов и Валентин Распутин: творческий потенциал «иркутской истории» : материалы Международной научной конференции (Иркутск, 28 июня – 3 июля 2017 г.) / ответственный редактор И. И. Плеханова. – Иркутск, 2017. – С. 162–172.

Обогреть улицу : о рассказах Андрея Антипина // День литературы. – 2017. – № 12. – С. 5.

Образ часов в творчестве Валентина Распутина // Литература в школе. – 2017. – № 10. – С. 10–12.

Воспоминание как творческий и формообразующий принцип в прозе Валентина Распутина // Валентин Распутин. Правда памяти : материалы Всероссийской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения писателя (Иркутск, 28 сент. – 2 окт. 2017 г.) / Иркутский областной краеведческий музей, Экспозиционный отдел «Музей В. Г. Распутина». – Иркутск, 2018. – С. 80–92.

Поэтика драматургии : [о спектакле А. Гречмана «За сим. Ваш Вампилов» (Иркутск)] // День литературы. – 2019. – № 9. – С. 8.

Спасти от забвения : электронный словарь языка произведений Валентина Распутина // Русский язык в школе. – 2019. – № 3. – С. 85–87.

Образ русской женщины у И. Тургенева и В. Распутина // Филологический класс. – 2020. — № 4. – С. 131-141.

Плакали чайки : о прозе Андрея Антипина // Сибирь. – Иркутск, 2020. – № 3. – С. 198–211.

 Рассказы Валентина Распутина «День рождения» и «Видение»: диалог с вечностью // Родное и вселенское: национальное своеобразие и мировое значение русской литературы (эстетика, традиции, этнотопика) : сборник научных трудов Международной научной конференции (Ульяновск, 4–5 окт. 2019 г.) / Ульяновский государственный технический университет. – Ульяновск, 2020. – С. 166–179.

Близкий человек : новые страницы иркутской прозы // День литературы. – 2021. — № 10. – С. 4-5.

Дом как ценность : о материалах Международного научно-практического семинара «Творчество В. Распутина: духовность и художественные поиски» (Горловка, Украина, 15 дек. 2017 г.) // Филология и человек. – 2021. – № 2. – С. 164–168. – Соавтор: О. Н. Меркулова.

Маятник времени в повести Валентина Распутина «Живи и помни» // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82, № 2. – С. 36–42.

Мотив последнего срока в рассказе Валентина Распутина «Продается медвежья шкура» // Проблемы исторической поэтики. – 2021. — № 3. – С. 276-295.

Близкий человек : слово о прозе Альберта Гурулева // Сибирь. – Иркутск, 2021. – № 6. – С. 192–197.

Валентина Иванова

ТРАВИНКА ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА

о личной библиотеке Валентина Распутина[1]

Эта книга остановила, удивила. «Чудный свет: стихотворения» иеромонаха Романа – совсем новая. Солнечная обложка с изображением золотой соломы, обыденность которой принимаешь, только всмотревшись, — и лицо монаха, сосредоточенного, сурово смотрящего вдаль. Мягкая прохлада верха и гибкий, упругий переплет. Книга как будто ни разу не читанная – она не поддается, сопротивляется попыткам заглянуть в нее. Будто хранит верность кому-то. Кому? Не тревожа корешок, осторожно приоткрываю и читаю первое, что попадается на глаза.

Однажды всем придется выходить:

В земном краю не быть дороге вечной.

Все меньше остановок впереди,

Все ближе очертание конечной.

Когда сомкнутся двери за спиной,

Я обернусь, разлукою тревожим.

Благодарю – вы ехали со мной!

Простите, коль попутчик был негожим.

                                       15 августа 2005 г.

Нетронутые страницы — непрочитанные строки. Валентин Распутин был тяжело болен и, вероятно, не смог их прочитать. Но в последние дни она была рядом – новорожденная книга и умирающий писатель, они освещали друг друга своим чудным светом. Писатель и поэт, праведник и монах, радетель за Россию и молитвенник были рядом в пограничье жизни, совсем близко к вечности. Их духовная связь была долгой, писатель был знаком и встречался с поэтом, писал предисловие к его стихам. Мы даже можем отметить дату встречи Валентина Распутина и стихов иеромонаха Романа. Она – во времени написания рассказа «В больнице», 1995 год. Стихами поэта-монаха заканчивается рассказ.

               Встреча с книгой как встреча с человеком, новым или знакомым. Книга как жизнь и как человек – метафоры древностью с тысячелетия. А писатель как читатель – здесь и вовсе трудно различимые контуры. Отношения человека и книги определяются авторскими правами, но фактически неосязаемы, неуловимы. Где кончается мысль автора и начинается мысль читателя? Кто определит, как поток образов, звуков, ощущений, воспоминаний, предчувствий захватывает обоих, рождая единомыслие, единочувствие и как итог со-гласие, двуголосие? Писатель живет чужой книгой – ею вдохновляется, ею направляется. «Едва заметные блики – как иссякающие отсветы какой-то дальней-предальней жизни» («Байкал предо мною…», 2003) – новые книги возникают из бликов пролетающих мыслей и затихающего слова.

               Библиотека Валентина Распутина молчит, хранит свои тайны. Ждет своего времени. И, тем не менее, она – дверь, мимо которой трудно пройти. За ней пространство души писателя, скрытый от постороннего мир, поток чувств, истоки творчества с дыханием рождающегося слова. Каждая книга согрета руками владельца. На ней есть и следы бывших читателей, палимпсест времени и судеб. Но руки писателя оставили на книгах последний след. Уникальные руки, которые имели литературный дар и особые права в процессе литературного творчества. Валентин Григорьевич писал только карандашом, остро отточенным, и пачка листов, исписанных мелким бисерным почерком, стопкой лежала на столе рядом с часто безработной печатной машинкой[2]. Резкий стук клавиш, треск ее передвижного механизма нарушали готовность и восприимчивость души писателя, тонкую материю слова, предчувствие его прихода и музыку его присутствия. У писателя была особая связь руки и мыслимого слова – через руку как река слова стекали на бумагу тихо и сокровенно.

               Прикосновение к книге из библиотеки Валентина Распутина как прикосновение к его душе. Кто же позволит чужому и недоброму войти в свой дом? Вход в мир Валентина Распутина сохранен ответственностью совести – стремлением уберечь его от грубости, от поспешных и прямых интерпретаций, поверхностного взгляда, неискренности, корысти. Чуткость и честность самого писателя обязывают к этому и охраняют его дом.


[1] Из фонда Экспозиционного отдела «Музей В. Г. Распутина» Иркутского областного краеведческого музея.

[2] По воспоминаниям Р. А. и Ю. В. Григорьевых. Видеозапись из фонда Экспозиционного отдела «Музей В. Г. Распутина» Иркутского областного краеведческого музея.