Матханова Нелли Афанасьевна

(1935 – 2021) Прозаик, драматург, журналист. Член Союза писателей России с 1984г. Родилась 16 декабря 1935 г. в с. Голуметь Аларского района Усть-Ордынского Бурятского национального округа. С 1943 г. семья жила в Иркутске. После окончания средней школы в 1953 г. Н.А. Матханова поступает на факультет журналистики Московского государственного университета.

После получения диплома с 1961 г. работает корреспондентом газеты «Восточно-Сибирская правда», сотрудничает с  областным радио. В течение следующих 16 лет работала заведующей отделом молодежных программ, затем главным редактором художественного вещания иркутского телевидения. Ею были созданы такие популярные передачи как : «Фольклор Сибири», «Книжная лавка», «Литературные портреты», «В мастерской художника» и др.

    В это же время Нелли Матханова выступает как прозаик. В 1981 г.  в издательстве «Детская литература», выходит ее повесть «Чтобы в юрте горел огонь», которая была удостоена диплома Всероссийского конкурса на лучшее произведения для детей. Впоследствии повесть была переведена на украинский, польский, венгерский и др. языки.

   Затем из под пера Матхановой выходят несколько повестей и роман о тележурналистах «Эффект присутствия». В 1990 – е годы выступает как драматург, пишет пьесу, основанную на реальных событиях — «Из Америки с любовью», которая была поставлена на сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова, а затем спектакль с большим успехом показан  на  гастролях в Америке.

    Н. Матханова автор таких пьес как: «Шаманские сновидения», «Легенда о птице Муун – Шурбуун», «И в Сибири сакура цветет» — эта пьеса о жизни японских военнопленных была поставлена в Японии, автор либретто оперы «Ая Ганга».

    В каком бы жанре не писала Нелли Матханова, все ее произведения проникнуты любовью к родной Сибири, окрашены национальным колоритом, полны знанием жизни и углублением в психологию человека.

    Награждена Почетным дипломом Всероссийского конкурса к 60 – летию образования СССР, Почетным знаком «За заслуги в развитии г. Иркутска».

     Скончалась 21 июня 2021 г. в Москве.

                                                    Отдельные издания

Алаир : повести. – Москва : Современник, 1981. – 208 с.

Чтобы в юрте горел огонь : повесть. – Москва : Детская литература, 1981. – 126 с. 

Взрослые игры : роман, повести. – Москва : Современник, 1988. – 363 с.

 Эффект присутствия : повести. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989. – 388 с. 

Пьесы / редактор Л. В. Иоффе. – Иркутск : [б. и.], 2004 (Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина). – 132 с. – Соавтор: В. Б. Жемчужников.

 Родные и близкие : повести, пьесы, очерк. – Иркутск : Иркутский писатель, 2008. – 239 с.

Публикации в коллективных сборниках

и периодических изданиях

Иркутск в моей судьбе // Сибирь. – Иркутск, 2001. – № 3. – С. 126.

Нилка уезжает : отрывок из повести «Чтобы в юрте горел огонь» // Иркутск. Бег времени : [сборник] : в 2 т. – Иркутск, 2011. – Т. 2 : Автографы писателей, кн. 2 : Проза / [составители: А. К. Лаптев, В. А. Семёнова]. – С. 295–302.

                                      Беседы, интервью

Эффект участия / беседовала Любовь Сухаревская // Советская молодежь. – Иркутск, 1991. – 28 февр. (№ 23/24). – С. 2.

«Шаманские сновидения в Америке» / беседовала Светлана Жартун // Восточно-Сибирская правда. – Иркутск, 2000. – 28 нояб. – С. 1.

Нелли Матханова: Требуется переосмысление / беседовал Владислав Заря // Культура: вести, проблемы, судьбы. – Иркутск, 2004. – № 6 (июнь). – С. 16.

                                   О жизни и творчестве

Нелли Матханова // Писатели Приангарья : библиографический справочник / составитель В. А. Семенова. – Иркутск, 1996. – С. 69–71.

 Оптимистическая драма. Жизнь как театр // Огонек. – Москва, 1996. – № 51 (22 дек.). – С. 10.

Матханова Нелли Афанасьевна // Приглашаем в путешествие : путеводитель по книгам иркутских писателей / Областная детская библиотека им. М. Сергеева. – Иркутск, 2000. – С. 25–27.

Матханова Нелли Афанасьевна // Иркутск : историко-краеведческий словарь. – Иркутск, 2011. – С. 324.

 Хамаганова, Л. Д. Матханова Нелли Афанасьевна – иркутская писательница // Буряты: традиции, события, известные люди / Л. Д. Хамаганова. – Иркутск, 2014. – С. 100–104.

Зубакова, С. В. Матханова Нелли Афанасьевна : 80 лет со дня рождения / Светлана Зубакова // Приангарье: годы, события, люди : календарь знаменательных и памятных дат Иркутской области на 2015 год / Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. – Иркутск, 2014. – Вып. 48. – С. 140–143.

Скиф, В. П. Владимир Жемчужников и Нелли Матханова : писательский дуэт // Байкальское Переделкино / В. П. Скиф. – Москва, 2015. – С. 145–160.

Прищепова, И. Пристанище души // Творческая гавань Байкала / Ирина Прищепова. – Иркутск, 2020. – С. 26–44.

Нелли Матханова

                                             Чтобы в юрте горел огонь

                                                     Отрывок из повести

С третьей четверти у Нилки появился новый сосед по парте, Миша Кольцов. Он недавно стал жить в одном с нею доме, в одном подъезде, двумя этажами ниже. Молодая и модная мать провожала его утром в школу и встречала днём после занятий. Однажды на большой перемене Миша вытащил из портфеля золотистую сдобную булочку, усыпанную поджаристыми крошками.

Он начал отщипывать маленькие кусочки и не спеша кидать их в пухлый рот. Булочка вкусно пахла душистой ванилью. Нилке очень захотелось попробовать кусочек, но Миша Кольцов словно бы не догадывался об этом. Он собрал на ладони последние аппетитные крошки и одним махом отправил в рот. Миша сам был весь круглый и пухлый, будто его тоже испекли в духовке из сдобного, мягкого теста.

— Булочка! — весёлая от внезапного открытия, закричала Нилка.

С тех пор Мишу в классе звали «Булочкой», и он быстро смирился со своим прозвищем.

В это утро, как только начался первый урок, Миша показал Нилке оранжевый мячик.

— Мандарин,— объяснил он,— за границей растёт. Звенит звонок, Лидия Раднаевна выходит из класса. Миша садится на парту и начинает есть мандарин на виду у всех. Ребята зачарованно смотрят, как он жуёт сочные оранжевые дольки.

— Дай мандарина, Булочка,— просит Нилка,— я тебе книжку покажу. Знаешь, какая красивая!

Девочка достаёт книжку, которую ей подарила Елена Константиновна и которую она носит всегда в портфеле, и даёт Булочке. Тот нехотя берёт её, раскрывает и смотрит. Книжка явно нравится Булочке, он долго рассматривает картинки, от удовольствия кончик розового языка застревает между двумя рядами редких зубов.

Нилка начинает беспокоиться: уже скоро кончится перемена, а Булочка не торопится угостить её. Наконец он протягивает ей тёплый от долгого лежания в кармане мятый оранжевый шарик. Его светлые, плоские, как у ры-бы, глаза под бесцветными прямыми ресницами не мигая смотрят на Нилку.

— Чур, только книга теперь моя,— улыбается Бу-лочка.

— Отдай книгу! Отдай книгу, Булочка! — кричит Нилка, швыряет мандарин и бросается на обманщика. Она рассчитывается с ним за его наглость, за пышную сдобу, которую для него стряпает его красивая мать, за мандарины, которые привезли из далёкой неведомой страны специально для того, чтобы их ел Булочка.

После школы Нилка боится идти домой. Ей кажется, что мать уже знает о её проступке и полная родительского гнева ждёт провинившуюся дочь.

Она старается оттянуть время расплаты и не спеша идёт по улице, останавливаясь у витрин, где выставлены пудовые розовые окорока из крашеного картона, бублики и батоны, рассчитанные на целую артель едоков.

У здания театра расклеивают афиши с фотографиями актёров, и Нилка долго рассматривает их. Сегодня впервые на перекрёстке стоит регулировщица. Машины смирно, как колхозное стадо, ждут её разрешения на проезд. Девочка смело переходит улицу, и регулировщица, как давняя знакомая, улыбается ей. Нилку захватывает гудящий поток машин, непрерывное движение толпы, и ей тоже хочется куда-то идти, ехать, спешить.

Она идёт дальше по главной улице и видит вывеску «Зоомагазин», входит в маленькое, тесноватое помещение. На стенах висят чучела белок и клетки с жёлтыми попугайчиками. Скрипучие, клацкающие голоса птиц как-то не вяжутся с их диковинно нарядным оперением. Они смотрят на девочку пронзительными глазами, и ей кажется, что птицы сердятся, недовольны и тесным магазином, и надоедливыми покупателями.

Нилка незаметно подмигивает птицам и, как бы поняв её привет, они на минуту замолкают, потом опять слышатся их хриплые, сердитые голоса.

Девочка неторопливо разглядывает магазин. В клетке на прилавке лежат две чёрные морские свинки. Иногда они чистят свои розовые лапки и снова сворачиваются в сонные комочки.

Рядом с клеткой стоит стеклянный ящик, наполненный водой. К нему подходит продавщица и включает электрическую лампу. Нилка даже не может сразу понять, в чём дело, словно зажглась в темноте, завертелась перед нею новогодняя ёлка.

— Это аквариум,— объясняет любопытным ребятишкам продавщица.

Девочка неотрывно глядит на аквариум. В нём всё в движении. Вспыхивая, как искры, стремительно снуют крохотные голубые рыбки. Рядом медленно плавают рыбы покрупнее, золотисто-красные, с длинными и тонкими, как вуаль, хвостами. Они широко открывают рты и смешно таращат свои круглые выпуклые глаза. Всё необычно и ярко в этой безмолвной сказке.

Долго-долго смотрит Нилка на заколдованный рыбий хоровод. Её рука невольно тянется к стеклу: от сильного света пальцы становятся розовыми, красная рыбка подплывает к ним, трётся с той стороны стекла своим золотистым боком и уплывает, широко и часто открывая рот. И все они кружатся и играют в воде, и им дела нет до Нилки и других зевак, которые плотным кольцом окружили аквариум.

В конце концов девочка спохватывается, вспоминает про свою вину и, набравшись духу, идёт домой