Малышев Олег Петрович

Драматург, актёр, режиссёр. Член Союза писателей России с 2021 г., член Национальной ассоциации драматургов. Родился 5 июня 1962 г. в городе Черемхово Иркутской области, но детство и юность прошли в г. Ангарске.

В 1980 г. закончил Ангарское Профессионально техническое училище по специальности электрогазосварщик. В этом же году поступил в Иркутское театральное училище на отделение «актёр драматического театра», на курс к Народному артисту СССР В. К. Венгеру. Затем был призван в ряды Советской армии. В 1986 году успешно окончил театральное училище под началом художественного руководителя Бориса Самойловича Райкина и по совету мастера отправился работать в только что созданный Братский драматический театр.

В 1989 году вернулся в Иркутск и был принят в Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова. Но, в 1992 году ушел из театра, и с 1993 по 2009 годы работал на телевидении, где создавал авторские программы, документальные фильмы. В 2015 году Олег Малышев прекратил телевизионную деятельность и вновь полностью посвятил себя театру.

Все это время занимался литературным трудом, писал пьесы, рассказы, сценарии. В 2016 году в Иркутском ТЮЗе была поставлена его пьеса «В контакте». В 2017 г. пьеса «Один» вошла в Лонг-лист международного конкурса «Время драмы».

В 2018 г. Олег Малышев становится победителем международного конкурса современной русской драматургии «Автора на сцену». Его пьеса «Дорогой подарок» занимает первое место. Драматург получил право поставить свое произведение в одном из театров России. Премьера спектакля «Дорогой подарок» состоялась 13 марта 2020 года в Омском городском театре – студии имени Л. Ермолаевой, а в 2019 эта пьеса была опубликована в журнале «Современная драматургия — 4» и альманахе «Автора на сцену».

Творчество писателя — своего рода продолжение традиций драматургии В. Гуркина, прозы В. Распутина. В центре пьес О. Малышева главные герои – простые деревенские люди, сибиряки, со своим укладом и традициями. Автор любит своих персонажей, сочувствует им, обозначает проблемы сегодняшней жизни сибирской глубинки.

Сейчас Малышевым написано девять пьес и повесть «Девятый день мая». Спектакли по его пьесам идут в Братске, Иркутске, Омске, Пермском крае. Пьесы «Один» и «Колыбельная для всех» вошли в лонг-лист международного конкурса «Время драмы» (2017, 2020 г.г.). Является финалистом конкурса «Монолит», в номинации «Герой» -«Пьесы малого формата» (2022).

Живет в п. Дзержинск Иркутского района.

Публикации в коллективных сборниках и периодических изданиях

В контакте ; Дорогой подарок ; Вишенка для капитана // В контакте : сборник современной драматургии. – Ир­кутск, 2019. – С. 5–130.

Дорогой подарок // Современная драматургия. – Москва, 2019. – № 4. – С. 88–103.

Дорогой подарок : [пьеса] // Автора на сцену. – Москва, 2018. – № 1. – С. 106–128.

Колыбельная для всех : [пьеса] // Творческая среда «МоноЛит» (приложение к журналу «Воин России»). – М., 2022. – № 2. – С. 77 – 87.

О жизни и творчестве

Шандренко, А. Продюсер Олег Малышев – самый известный сантехник Иркутской области / Алексей Шандренко // Иркутская область. Книга рекордов. – Иркутск, 2007. – С. 23.

Олег Малышев победил! – Текст : электронный // Иркутские кулуары : [сайт]. – 2018. – 7 дек. – URL: http://kuluars.info/stati/nashi/oleg-malyshev-pobedil.html (дата обращения: 10.02.2022).

Вот уже 33 года «ВКонтакте» со зрителем. – Текст : электронный // Наш Братск : городской портал. – 2019. – 27 февр. – URL: http://nashbratsk.ru/news/36273/ (дата обращения: 11.02.2022).

Сидорченко, В. П. Предисловие // В контакте : сборник современной драматургии. – Иркутск, 2019. – С. 3–4.

Корнеева, Н. Дорогой подарок. Иркутская история на омской сцене / Наталья Корнеева. – Текст : электронный // Аргументы и факты. – 2020. – 16 марта. – (АиФ в Омске). – URL: https://omsk.aif.ru/culture/dorogoy_podarok_irkutskaya_istoriya_na_omskoy_scene (дата обращения: 11.02.2022).

Олег Малышев

ТАМ ГДЕ НОЧИ ХОЛОДНЫЕ
Отрывок из пьесы

ДЕЙСТВИЕ 1.
КАРТИНА 1.

Действие происходит в одной из немногих оставшихся в Восточной Сибири казачьих станиц. Горница в доме Кулагиных. На диване сидит Лёня и увлечённо мнёт в руках смартфон. Появился Леонтий Захарович, заметил внука, осторожно подошёл к дивану и присел рядом с Лёней, затих.

Леонтий Захарович: — Молча заглянул в смартфон внука, помялся ещё какое-то время и тихо, как будто бы боясь что их кто-то услышит, заискивающе ласково: — Лёня! Внук даже не пошевелился в его сторону. Дед подождал немного и уже слегка раздражённо: — Лёнька!! Внук, не обращая внимания на оклик деда, продолжает увлечённо тыкать кнопки. — Слышь, чё говорю-то!.. Лёнька!!! Внук никак не реагирует. Леонтий Захарович уже строго, но по-прежнему тихо: — Леонтий!!!
Лёня:
 — Наконец оторвался от смартфона: — Ну, что!!!
Леонтий Захарович:
 — Я те дам што!.. Кричу ему, кричу, а ему как будто бы корова хвостом ухи смахнула. Чё, оглох чё ли?..
Лёня:
 — Так ты шёпотом кричишь-то, вот я и не слышу.
Леонтий Захарович:
 — Ну, ты!.. Это… Умник!.. Вот скажи-ка мне, умник, вот это…. Дед задумался, потом полез к себе в карман и достал помятую бумажку. — Вот это…. С трудом прочитал: — Хашбет, вот это…, это чё?
Лёня:
 — А нафиг тебе?
Леонтий Захарович:
 — Я те дам нафиг, давай толкуй, интересуюсь я, можеть.
Лёня:
 — Кэшбэк.
Леонтий Захарович
: — Ну!.. Это чё?
Лёня:
 — Ну, это когда ты что-то купил, а потом тебе часть денег возвращают.
Леонтий Захарович:
 — Да!.. А чё сразу-то незя?
Лёня:
 — Что сразу?
Леонтий Захарович
: — Ну, это, чё сразу-то незя продать-то по дешёвки?
Лёня:
 — Нет, нельзя.
Леонтий Захарович:
 — А чё?
Лёня
: — Ну, нельзя, это маркетинговый ход такой, чтоб покупателя привлечь.
Леонтий Захарович:
 — Опять умничашь?.. Говори толком.
Лёня:
 — Ну, это реклама такая, чтобы покупали у них, у тех, кто возврат делает.
Леонтий Захарович: — Протянул: — Рек-ла-ма, вот раньше, чё надо, пошёл, сторговался да и купил у кого лучче. А у них шас – рек-ла-ма!.. Помолчал ещё немного. — Слышь Лёнька, а вот это ешо, чё тако. Дед сделал смешное лицо, выставил руки вперёд, изображая агрессивного кота, извлёк: — Трешшшш….
Лёня: — Смеётся: — Ты где этого всего поднабрался-то, а дед?
Леонтий Захарович: — Чё гогочешь-то, как жеребчик на выгоне, де!.. Вон в телевизоре так говорят, вот я и интересуюсь. Понаташили слов всяких разных и выпендриваетеся. А я, можеть, тоже хочу в ногу со временем маршировать, чё нельзя?!! У вас у молодых-то мозги, вон, шибче приспособлены к этому всему новому-то, а у меня оне уже устали втягивать информацию эту саму мудрёную, а маршировать надо, помирать пока не собираюсь, ишо жить буду. Вот и интересуюсь…. При мне вона этот самый телевизор придумали и ишо всякого разного барахла тожа, вот мозги и поусохли от такого прогрессу, ишо и слова всяки, язык сломашь, пока выплюнешь.
Лёня: — Да ладно тебе, деда, чего ты разошёлся-то. Согласен, трудно тебе втягивать современное мироустройство, бежит время. А треш, это, это, ну это вроде как встряхнуть, вроде как встряска, вот…. Вот когда ты за мной с нагайкой бегал, помнишь, когда к нам училка со школы приходила жаловаться, вот тогда для меня был треш.
Леонтий Захарович: — Да это я ж не сурьёзно, так пужал.
Лёня: — Ага, пужал он, а вот для меня это был — Передразнил деда и изобразил позу агрессивного кота. — трешшшшш.
Леонтий Захарович: — Зато, Леонтий, ты человеком стал. Меня батька тожа нагайкой гонял, ничё, на ум пошло, а как же!.. Как ишо казака по-другому умницей сделать. Вон у меня их трое. Все как надо, все справные. Батька твой, Пётр Леонтьевич, младшой мой, здеся с корнями. Дядья твои, Захар Леонтьевич в городе служить, и Митька, Дмитрий Леонтьевич, тожа…. Задумался о чём-то. — Все молодцы!.. Слава Богу! Повернулся к иконам, висящим в красном углу горницы, и перекрестился. — Молодцы Кулагины!.. Из соседней комнаты показался Захар Петрович в тапках, шароварах, заправленных в носки, ситцевой рубахе и с клюкой в руке. Вышел и остановился, оглядел всю комнату. — О, Батя! Ты чё?!
Захар Петрович: — Ни чё!.. Так…. Захар Петрович развернулся и скрылся в комнате.
Леонтий Захарович: — Проводил отца взглядом. — Ну во-от, стало быть, так – плёткой, лаской и молитвой…. Чё-то батя тревожится, ничё не замечашь, а Лёнька?..
Лёня: — Да-а, что-то тревожится….
Леонтий Захарович: — Вот и я говорю, не то чё-то…. Зашла Полина Игнатьевна, мать Лёни.
Полина Игнатьевна: — О!.. А вы чё тута? Полезла в комод и принялась что-то искать.
Леонтий Захарович:- Возмущённо. — А где?..
Полина Игнатьевна: — Продолжала шарить в комоде. — Ну, так, а чё тута-то, в доме!.. Лёнька, ты опять воткнулся в свой телефон, спрятался!.. Вот батьке-то скажу!.. Делов вон скока, а он тута в холодке прохлаждатся. Леонтий Захарович, а вы-то чё!..
Леонтий Захарович: — Чё?..
Полина Игнатьевна: — Так ничё!.. Чё не гоните-то его отсюда?.. Мама!.. Достала из ящика женские платки и двинулась к выходу. — Мама, ну вот же они. Зашла Ирина Егоровна.
Ирина Егоровна: — Ну-ка!.. Увидела сидящих на диване Лёню и Леонтия Захаровича. — О!.. А вы чё тута?
Леонтий Захарович: — Совсем нервно. — А чё!.. А где!.. Где нам быть-то?..
Ирина Егоровна: — Так это, тама!.. Там Степан Зайцев чё-то к тебе пришёл и Светка ихня с им. Иди, чё ему узнай, мне-то не говорит.
Леонтий Захарович: — Ну!..
Ирина Егоровна: — Чё ну-то!.. Иди, ждёт, поди.
Полина Игнатьевна: — К Лёне. — А ты чё сидишь?!! Курям поклювать иди насыпь, да вон вёдра пустые в зимовье стоят, на ключ сбегай пить то чё?.. Да кадушку ещё налей, уже из скважины, да в баню тоже оттуда же налей, да и потихоньку начинай топить, да шибче топи-то всем помыться надо…. Чё сидишь то глаза пучишь, иди!..
Лёня: — Так чего ты мне как тупому-то. Что я сам, что ли не знаю где какая вода. Что пить, а что в баню налить!.. Что в первый раз что ли!.. 
Полина Игнатьевна: — Ну-ка, не перечь мне! Мне сказать надо?.. Надо! А ты послушай мать молча, да и молча сделай чё сказала.
Леонтий Захарович: — Пойдём Леонтий от их, с бабами нынче лучче не спорить, себе хуже будеть, прогресс, растудыт его!..
Ирина Егоровна: — Иди, иди, растудыкался.

Лёня и Леонтий Захарович вышли.