Лапин Борис Федорович

(1934 — 2005) Прозаик, киносценарист, редактор. Член Союза писателей СССР с 1973 г. Родился 5 сентября 1934 г. в Иркутске. В 1957 году окончил филологический факультет Иркутского университета. Работал корреспондентом районной газеты, сценаристом, редактором, затем главным редактором Восточно-Сибирской студии кинохроники — 25 лет отдал документальному кино. В 1974—1979 годах занимал должность главного редактора журнала «Сибирь».

      Борис Лапин  начал писать со студенческих лет. Увлекался поэзией. Его первые стихи опубликованы в многотиражке “За научные кадры”, в газете “Советская молодежь”, в  сборнике “Молодая Ангара”, в альманахе “Антология сибирской поэзии”.

     Затем писатель обратился к прозе.Первый рассказ был опубликован в 1952 в газете «Советская молодёжь». В середине 1960-х годов начинает пробовать силы в жанре научной фантастики. Первая фантастическая публикация — рассказ «Мы встретимся здесь завтра» вышел в книге «Сын своего отца» (1964). Его произведения издавались как в Иркутске, так и в Москве. Рассказы и повести были переведены в Германии, Венгрии, Чехословакии.

     Творчеству Лапина свойственна жанровая двойственность, т.к. он с одинаковым успехом писал и фантастику, и отображал  реальную жизнь. Он говорил, что «идет в литературе двумя путями: строгая реалистическая проза и безудержная фантастика, пусть и научная». Главной темой его повестей и рассказов (в том числе и приключенческих) стала  жизнь в современной Сибири. Некоторые из них вошли в последнюю книгу — «Рассоха» (2004).

     Кроме того, писатель в 90-е годы обратился еще к одному жанру – детективу. Из под его пера вышли такие повести как «Убийство без раскаяния», «Окнами в тайгу», серия «Дела и дни Аркадия Старухина», и др.

     Некоторые произведения Б.Ф. Лапина экранизированы. По рассказу «Разноцветье-разнотравье» создан художественный фильм «На берегу большой реки» (1980),  по рассказу «Клавдюшка» — фильм «Гарем Степана Гуслякова» (1990). Кроме того, по его сценариям снято несколько хроникальных и документальных фильмов.

    Скончался Борис Лапин в 2005 г. в Иркутске.

Отдельные издания

Сын своего отца : лирические рассказы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1964. – 158 с. 

Кратер Ольга : рассказы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968. – 135 с.

Двое : повесть. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1971. – 138 с.

Пещера трех робинзонов : [рассказы]. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1972. – 101 с.

Снежная дача : рассказы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975. – 224 с.

Разноцветье, разнотравье : рассказы. – Москва : Современник, 1977. – 205 с. – (Новинки «Современника»).

Под счастливой звездой : повести и рассказы. – Москва : Молодая гвардия, 1978. – 239 с. – (Библиотека современной фантастики).

Серебряный остров : повесть о приключениях, поисках и находках юных краеведов – с историческими, публицистическими и научно-популярными отступлениями в прошлое, настоящее и будущее Сибири. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980. – 255 с.

Гидростроители : повести и рассказы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. – 272 с.

Ничьи дети : научно-фантастические повести и рассказы / предисловие А. Осипова. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 270 с.

Первый итог : фантастические  рассказы и повести. – Москва : Молодая гвардия, 1985. – 221 с. – (Библиотека советской фантастики).

Своя жена : повести, рассказы. – Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. – 442 с.

Чугуевские ведьмы : научно-фантастические повести. – Иркутск : Письмена, 1994. – 266 с.

Рассоха : рассказы / предисловие В. Астафьева. – Иркутск : [б. и.], 2010. – 398 с.

Публикации в коллективных сборниках и периодических изданиях

Негативы хранятся вечно : [рассказ] // Молодые мы : рассказы участников Читинского и Кемеровского семинаров. – Москва, 1966. – С. 88–100. – (Молодые писатели).

Разноцветье, разнотравье : [рассказ] // Иркутский рассказ : [сборник] / предисловие: Н. Котенко. – Иркутск, 1981. – С. 95–125.

Голубые зарницы Язона : [научно-фантастическая повесть] // Сибирь. – Иркутск, 1990. – № 6. – С. 89–117.

  Громовержец с Карагола : роман // Сибирь. – Иркутск, 2002. – № 2. – С. 36–95.

Бес в ребро : [рассказ] // Антология иркутского рассказа. ХХ век / [составители: С. Б. Китайский, В. А. Семенова]. – Иркутск, 2003. – С. 548–569.

Один из нас : [рассказы] // Сибирь. – Иркутск, 2004. – № 1. – С. 3–16.

Лесная сказка : [рассказ] // Сибирячок. – Иркутск, 2005. – № 4. – С. 14–17.

Негативы хранятся вечно : [рассказ] // Иркутск. Бег времени : [сборник] : в 2 т. – Иркутск, 2011. – Т. 2 : Автографы писателей, кн. 2 : Проза / [составители: А. К. Лаптев, В. А. Семёнова ; редакторы: А. С. Гурулёв, В. А. Семёнова]. – С. 278–287.

Легенда о верблюдах Чингисхана : [отрывок из повести «Серебряный остров»] // Сибирское царство-государство. Сказки Сибирячка : сборник сказок / художник А. Муравьёв. – Иркутск, 2018. – С. 129–132. – (Библиотека «Добрый свет»).

О жизни и творчестве

 Борис Лапин // Поэты и писатели – воспитанники Иркутского университета : сборник / Иркутский государственный  университет им. А. А. Жданова ; ответственный редактор-составитель Р. И. Смирнов. – Иркутск, 1979. – С. 91–93.

Лапин Борис Фёдорович // Энциклопедия фантастики : кто есть кто / под редакцией В. Гакова. – Минск, 1995. – С. 321.

Борис Лапин // Писатели Приангарья : биобиблиографический справочник / составитель В. А. Семенова. – Иркутск, 1996. – С. 60–62.

Астафьев, В.  Дела земные, важные / Виктор Астафьев // Родная земля. – Иркутск, 2004. – 13 сент. (№ 37). – С. 19.

Лапин Борис Федорович // Иркутск : историко-краеведческий словарь / [редколлегия: Н. В. Бурдонова и др.]. – Иркутск, 2011. – С. 296.

Скиф, В. П. Борис Лапин // Байкальское Переделкино / Владимир Скиф. – Москва, 2015. – С. 363–366. – (Моя Сибирь).

Тарасов, О. Ю. Исторический и краеведческий потенциал региональной приключенческой прозы : на примере повести Бориса Федоровича Лапина «Серебряный остров» / О. Ю. Тарасов, Ци Чен // Культура. Наука. Образование. – Иркутск, 2016. – № 3. – С. 151–158.

 Сомова, А. Э. Образ войны в рассказе Бориса Лапина «Американец Володя» // Подвиг ваш не забудем! : сборник студенческих творческих работ, посвященных 73-летию Победы в Великой Отечественной войне / Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского. – Иркутск, 2018. – С. 38–42.

Прищепова, И. Райский уголок земного шара // Творческая гавань Байкала / Ирина Прищепова. – Иркутск, 2020. – С. 45–56.

Борис Лапин

Серебряный остров

  отрывок из повести 

…После паузы заговорил Рудик.

— А мой дедушка капитаном был. Хотите, расскажу биографию? Жизнь как жизнь, ничего выдающегося. Значит, так. Родился мой дедушка Станислав Иванович в 1890 году в семье ссыльных из Польши. Тогда многих поляков царь сослал в Сибирь за революционное движение. Польша в те времена в состав России входила. Жила семья в Листвянке, и дедушка Станислав Иванович ещё мальчишкой видел, как спускали на воду ледокол «Байкал». Можно сказать, на дне рождения присутствовал…

— То-то вы со Снегирём взялись за модель «Байкала», – перебил Цырен.

— И вовсе не потому. Как-никак, «Байкал» – судно неповторимое, гордость Байкальского флота. В те времена – второй по величине ледокол в мире…

— Да не отвлекайся ты, – подал голос Санька.

— А вы не перебивайте. Тут надо вот с чего начать. В конце прошлого века развернулось строительство Великой Сибирской Магистрали. Это была самая длинная на земле железная дорога, через два континента от Москвы до Владивостока протянулась. Строили её исключительно русские и из русских материалов, чтобы загранице нос утереть. Ни одного иностранного инженера, ни одного стального костыля с чужим клеймом. Полюбопытствуйте, мол, на что мы способны. Тогда ведь теперешняя техника даже во сне не снилась. Мы вот читали в учебнике, что прежняя Россия была страной во многом отсталой. Но во многом и передовой – вспомните хотя бы Менделеева, Попова, Циолковского. И наши инженеры, наши мастера шли в ногу со временем, а кое в чём и впереди. В общем, она и теперь удивляет своим совершенством, эта Транссибирская магистраль.

— В начале века с обеих сторон подошла дорога к Байкалу — и остановилась: трудный попался участок по берегу, десятки туннелей надо было прорубить в горах, сотни мостов и мостиков построить.

— И решили, чтобы не задерживать движение, переправлять поезда через Байкал на пароме. Своими силами тогдашняя Россия, конечно, не могла такой корабль осилить – заказали ледокол в Англии. Привезли его по частям в Листвянку, а там, на верфи собрали.

— Шёл как раз девятисотый год, и мой дедушка своими глазами видел, как эта махина скользнула по стапелям, резанула носом воду и под крики «ура» закачалась на волнах. С тех пор он только и мечтал, как бы выучиться на кочегара да поступить на «Байкал». Ещё бы – сто метров длиной, двести человек экипаж, и заезжал на палубу по рельсам целый железнодорожный состав вместе с паровозом!

И скорость ледокол имел отменную: от станции Байкал до станции Танхой четыре раза в сутки оборачивался. В начале века таким судном любая страна гордилась бы. А дедушка Станислав был человек настырный…

— Вроде тебя, – вставил Цырен, но Рудик пропустил его замечание мимо ушей.

— …и добился-таки своего, стал кочегаром на ледоколе, а потом и на машиниста сдал. К тому времени, правда, Кругобайкальская железная дорога была уже построена, и паром превратился в обычное грузовое судно. Но рельсы с палубы не сняли, случись в туннеле обвал – без «Байкала» всё движение от Москвы до Владивостока застопорилось бы.

Станислав был прямо влюблён в свой корабль. В машинном отделении у него всё блестело, котлы работали как часы. Бывало, отстоит вахту – и снова в трюмы, чтобы поближе к машине быть. А на берегу скучал. И всё мерещилось ему ночами, будто зовёт его «Байкал» своим басовитым гудком.

А потом началась гражданская война. В восемнадцатом году наши отступили за Байкал – белые наседали с запада. И так случилось, что половину байкальского флота захватили белогвардейцы, а половина, включая флагман, под красным вымпелом ходила. Стоял тогда «Байкал» на рейде в Мысовой, куда белые ещё не добрались. Шёл мимо небольшой корабль «Феодосий». Вахтенные его заметили, но приняли за свой. И вдруг «Феодосий» развернулся и без предупреждения дал залп в упор по красному флагману.

На судне начался пожар, палубу окутало дымом. Красные канониры бросились к орудиям,  но не успели расчехлить – от нового залпа зажигательными снарядами вспыхнули надстройки, деревянная обшивка. Стало ясно: корабль не спасти. После третьего залпа капитан «Байкала» распорядился покинуть горящее судно.

Спасались кто как может. Одни пробовали спустить шлюпку с горящей палубы, другие добирались до берега вплавь. Но были и такие, которые впервые не выполнили приказ капитана, до самой последней минуты пытались перебороть огонь, не подпустить его к сердцу корабля. Окатывали друг друга водой, с вёдрами и шлангом ныряли в раскалённые трюмы, и только когда одежда вспыхнула, выбросились за борт. Был среди них и  машинист Пильман, мой дедушка.

Несколько дней потом не мог он прийти в себя. Говорил: «Был мне «Байкал» и матерью, и отцом родным. Каким же надо быть зверем, чтобы поднять руку на гордость России!»

А корпус сгоревшего флагмана так и не затонул, отнесло его на мель. Много лет ещё возвышалась над волнами почерневшая стальная громадина! Часто приезжал дедушка поклониться ей, сыновей с собой брал, рассказывал им историю «Байкала». Потом выучился на капитана, водил по Байкалу другие суда, а в годы войны командовал миноносцем в Заполярье. Два раза был ранен и вскоре после войны от старого ранения умер. Все его сыновья моряками стали, кто на Тихом океане, кто на Балтике, кто на Чёрном море, только мой отец остался на Байкале. И тоже водил буксир, пока из-за болезни не списали на берег. Вот и я думаю, – закончил Рудик, – на флот пойти. По семейной традиции. Правда, мама против, но мы с отцом её уговорим, время ещё есть..