Боярских Екатерина Геннадьевна

  Поэт, прозаик, член Союза российских писателей с 2008 г. Родилась в 1975 году в г. Иркутске. Закончила филологический факультет ИГУ, работала преподавателем вуза, научным сотрудником в исследовательском центре, учителем русского языка и литературы.

     Автор трёх поэтических и трёх прозаических книг. Является лауреатом литературной премии «Дебют» 2000 года в номинации «Крупная поэтическая форма». В  2010 году вошла в  лонг-листер Волошинской премии в номинации «Лучшая поэтическая книга», а также в  шорт-листер премии «Книгуру» 2012 года в номинации «Познавательная литература».      

      Автор поэтической пьесы «Эхо женщин», которую поставил Новый художественный театр и театральная студия «Начало» (г. Челябинск). Постановка  победила в номинации «Лучший спектакль» на фестивале-конкурсе имени В. Милосердова.

      В 2007-2010 г.г. Екатерина Боярских стала номинантом и членом жюри поэтической премии «Литературрентген». Также явилась участником Фестиваля новых поэтов (2008, Санкт-Петербург), культурной программы «Открытый мир» (США, 2009) и фестиваля SLOWWWO (2015, Калининград). Постоянная участница Международного фестиваля поэзии на Байкале имени Анатолия Кобенкова.

      Произведения Е. Боярских  переводились на английский, французский, украинский языки.

      Живет в Иркутске.

Отдельные издания

Dagaz. – Москва : ОГИ, 2005 (Великолук. гор. тип.). – 90, [1] с. – (Проект ОГИ «Сопромат»).

Женщина из Кимея. – Москва : Время, 2009. – 128 с. – (Серия «Поэтическая библиотека»).

Эй становится взрослым : историческая сказка. – 2-е изд. – Москва : Пешком в историю, 2017. — 108, [3] с. : цв. ил.

Письма об истории и для истории, 1988–1990 гг. / Е. Г. Боярских [и др.] ; под общ. ред. М. Я. Рожанского ; Центр независимых соц. исслед. и образования. – Иркутск : [б. и.], 2014 (Репроцентр А1). – 208 с. : ил.

Палеоветер : малая проза. – Москва : Культурная революция, 2015. – 126 с.

Народные песни дождевых червей. – New York : Ailuros Publishing, 2016. – 73 с.

Сто провальных идей нашего лета. – New York, Ailuros Publishing, 2019. – 264 с.

Публикации в коллективных сборниках и периодических изданиях

Краткость — чья сестра?  // Сибирь. – Иркутск, 2000. – № 2. – С. 158–162.

«Тюлень мой господин, а рыба детский врач…» : [стихи] // Урал. – Екатеринбург, 2008. – № 2.

Дом : [стихи] // Иркутское время : поэт. альм. – Иркутск, 2010. – С. 73–82.

Преображенье ; «Его отправили домой, как всех других детей…» ; Мост ; Баллада о черном сердце ; Детское море ; Простая песня : [стихи] // Иркутск. Бег времени : [сборник] : в 2 т. – Иркутск, 2011. – Т. 2 : Автографы писателей, кн. 1 : Поэзия / [сост.: В. К. Забелло, В. П. Скиф]. – С. 372–376.

Двойное дно : [стихи] // Иркутское время : поэт. альм. – Иркутск, 2012. – С. 80–86.

«Воздух принял облик человека…» : [стихи] // Иркутское время : поэт. альм. – Иркутск, 2013. – С. 99–103.

I`ve heard there was a secret chord… : [стихи] // Иркутское время : поэт. альм. – Иркутск, 2015. – С. 11-14.

Сердце полдня : [стихи] // Видимое слово : [альманах]. – Иркутск : [б. и.], 2015 (Тип. «Репроцентр А1»). – С. 30–32.

«Я все объясняю – это поломка» : [стихи] // Иркутское время : поэт. альм. – Иркутск, 2017. – С. 13–15.

Там лошадь… ; Неку ; «Маленький мамонт слушает маму, вечную мерзлоту…» : [стихи]. – Текст : электронный // РЕЦ. – № 53. – С. 11–12. – URL: https://polutona.ru/rets/rets53.pdf (дата обращения: 02.12.2019).

Беседы, интервью

Сочинение для себя / беседовала Л. И. Сухаревская // Иркутск. – 2001. – 16 февр. – С. 8.

Екатерина Боярских: Пока буду мыслить – буду писать // Аргументы и факты. – 2008. – 23–29 июля (№ 30). – Прил.: Аргументы и факты в Вост. Сибири. – С. 17.

«Укол настоящего» / беседовал Глеб Русин // Труд. – 2009. – № 158/т. – С. 14

О жизни и творчестве

Сухаревская, Л. И. Дебют оценен в 2000 долларов / Любовь Сухаревская // Зеленая лампа. – Иркутск, 2001. – Февр. (№ 2). – С. 14.

Кукулин, И. «Останемся живыми голосами» : поэзия Екатерины Боярских / Илья Кукулин // Dagaz / Екатерина Боярских. – Москва, 2005. – С. 5–11.

Штыпель, А. Книжная полка Аркадия Штыпеля / Аркадий Штыпель // Новый мир. – 2010. – № 7. – С. 202–208. – Рец. на кн.: Боярских Е. Женщина из Кимея. – М. : Время. – 2009. – 128 с. – (Рецензии. Обзоры).

Горбунова, А. «Вестник невесть кого для кого невесть» / Алла Горбунова // Новое литературное обозрение. – 2010. – № 2. – С. 260–263. – Рец. на кн.: Боярских Е. Женщина из Кимея. – М. : Время, 2009. – 128 с. – (Серия «Поэтическая библиотека»). – (Хроника современной литературы).

Стариков, И. Путем дождя / Иван Стариков // Знамя. – 2017. – № 8. – С. 229–231. – Рец. на кн.: Боярских Е. Народные песни дождевых червей. – New York : Ailuros Publishing, 2016. – (Наблюдатель) (Рецензии).

Абдуллаев, Е. В поисках поступка : шесть поэтических сборников 2016 года / Евгений Абдуллаев // Дружба народов. – 2017. – № 3. – С. 233–245. – Рец. на кн.: Боярских Е. Народные песни дождевых червей. – New York : Ailuros Publishing, 2016. – 74 с. – (Критика).

Риц, Е. Книжная полка Евгении Риц / Евгения Риц // Новый мир. – 2017. – № 7. – С. 206–221. – Рец. на кн.: Боярских Е. Народные песни дождевых червей. – New York : Ailuros Publishing, 2016. – 74 с. – (Рецензии. Обзоры).

Плеханова, И. И. Рефлексия неопределенности в современной лирике : (Е. Боярских и М. Степанова) ; Екатерина Боярских: поэтическое вопрошание в условиях неопределенности // Вопросы и вопрошание в лирической рефлексии : монография / Ирина Иннокентьевна Плеханова. – Москва, 2020. – С. 193–280. – Библиогр. в конце ст.

О Е. Боярских см. также: с. 322–331 (разд.: Статистика активности вопросов. Интерпретация результатов).

Екатерина Боярских

Простая песня

Открыть бы себя как картонный конверт,
который наполнен пыльцой золотой,
собрать её в горстку и выбросить вверх
и дать ей возможность бежать за тобой  —
спешить, становиться частицей пути,
то птицей в гнездо, то лисицей в кусты,
и делать из малого света любви
всё то, чего нет в пустоте темноты:

леса и поляны размером с ладонь,
и маленький ветер, и маленький дождь;
ложиться под ноги пунктирной тропой,
идущей туда же, куда ты идёшь.

Нет сил у меня осветить тебе дом,
не хватит любви для такого холста,
но я нарисую окно  — только в нём
по-прежнему ждёт и молчит темнота.

Хватило на самый короткий полёт,
на камень один, на волны полторы.
Пусть солнце, когда или если взойдёт,
рисует объятья реки и горы.

И вроде бы не было много любви —
хватило на вербу, на дым над водой,
на веру, которая гаснет, коптит,
но снова и снова бежит за тобой.

Открыть бы себя, как напрасный конверт,
в котором посланье уже никому:
хочу рисовать для тебя в темноте,
чтоб не было страшно идти одному.

Потом мне покажется, стало тепло,
я гасну, а дальше дорога светла.
Но я же была, когда было темно,
но я же светилась, пока я могла,
всем ситцевым сердцем в прорехах и швах,
мерцающим облаком возле груди.
Я шла и была бесконечно жива,
поэтому просто живи и иди.
Хватило пыльцы и на контур лица,
неважно чьего — моего? твоего?
Показывать мультики, буквы писать
могу, но построить из пыли, создать
из тусклого света нельзя ничего.

Так, может, и не было окон и верб,
а лишь темнота обнялась с темнотой.
Открыть бы себя, как прозрачный конверт,
который наполнен бесцветной золой.
Открыть  — и не видеть (не видел и ты,
поэтому просто живи и иди),
как кто-то из горстки сердечной пыльцы
растит для меня золотые цветы,
чтоб не было страшно на тёмном пути.

Мост

В дантовский ад взбирается адский дант,
видит — это не сон, это он сам.
Даль стоит жемчужная с серебром,
иордань глазам.
В даль вдет мост. На мосту звенят
ёлочные игрушки  — надеть и снять  —
всё такие отроки, батраки,
шваль, моль.
Соседи, леди, плотники, рыбаки
в сумраке над рекой
звонят друг другу в тысячи разных мест,
всё такая голь, шантрапа, прыть.
Они пустые. Они хотят есть.
Нет. Они хотят быть.

Звенят друг другу в сумраке на кресту.
В реку падает «я иду», «я жду»,
дрожит, дребезжит о лёд.
Руки им протягивают еду
не сверху — издалека.
Это она, река дары для тебя несёт.
Скажешь слово — хлеб тебе положу.
Открой рот.
Смотрит на хлеб. Думает: не скажу,
слишком хочу жить.
Даль протыкает мост. Он здесь.
Мы не едим хлеб, но мы всё равно есть.
Мы ещё можем быть.

Воздух

Человек с замёрзшей водой в ведре
осязаем воздухом поутру.
Он не понимает, что он в игре,
что уже заканчивает игру.
Он идёт над речкой и смотрит вбок,
осязает воздух плечом, плащом.
Видит  — берег прячется. Видит  — бог.
Видит всё, не думая ни о чём:
сновиденья времени, гнёт идей,
опыт милосердия и тоски,
видит — гнев предсмертия рвёт людей
на куски, как лев, и кусков куски.
Исчезает сердце, скулит во сне,
просит  — новым именем назови,
не досталось и не осталось мне
долга долгой старости и любви.

Мы давно и просто спустились с гор
и с вершины города смотрим ввысь,
потому что самый большой простор
никогда не требует  — поднимись,
заслужи, покайся, дрожи и чти,
подчинись, пожертвуй и докажи.
С точки зренья воздуха*, всё в пути  —
даже прокажённые гаражи,
облака, идущие по тропе,
и цветы с отрубленной головой,
эти понимают: они в судьбе
и насквозь, наотмашь пьяны судьбой.

Человек с замёрзшим огнём внутри,
к горизонту лестницы-поезда,
октябрей любимые пустыри,
городов размытые невода…
Посторонний тысяче бед и дел,
выдыхая в воздух бесшумный смех,
пока шёл, он тысячу раз успел
поменять местами себя и всех.
С точки зренья слова, он глуп и глух,
как другие, хуже любых ли был.
Затаив дыханье, рассеяв дух,
он увидит то, что всегда любил.
Он на четвереньках во мраке лет
полз по бритвам битв и ножам камней,
а сейчас его догоняет свет
этих блёклых, травленых чудо-дней.
Жизнь тогда казалась гнилой, больной,
непролазно, грязно, бессвязно длясь.
А теперь вот светится за спиной,
целиком пропала  — и вся нашлась.

* * *

Падчерицы вольного эфира
ради тишины отвергли песню.
На задворках солнечного мира
в одиночку радостней, чем вместе.

Как на фотографии, из центра
в чисто поле выйти подчистую,
выбрать путь поистине бесцельный,
торжество покинуть, торжествуя.

Ты давно не деятель, не житель,
не руководитель, не приятель.
Дух твой избегает общежитий.
И объятий. И мероприятий.

По лесным декабрьским зимовьям,
по цветным сентябрьским осеньям.
Самым честным. Тесным. Самым горьким
будет долгий путь до запустенья.

В четырёх шагах от вечной ночи
движется, слова перебирая,
еле освещаемая точка:
«Нету у сияния окраин».

Повернувшись к празднику спиною,
всё быстрей, слова перевирая:
«Я купила дорогой ценою
то, чего хотела, выбирая.

Есть одно лишь солнечное сердце,
расширенье, самоизлученье.
На задворках свет всегда вечерний.
Нет предела этому свеченью.

Прохожу сквозь тени полутенью.
Вижу и держу перед собою
сферу света — память возвращенья,
музыку, не знающую сбоя».


[1]     Начало стихотворения И.А. Бродского «С точки зрения воздуха, край земли…»