Афанасьева-Медведева Галина Витальевна

Доктор филологических наук, доцент кафедры литературы ИГУ педагогического университета, руководитель научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционной культуры Восточной Сибири, директор регионального Центра русского языка, фольклора и этнографии.  Член Союза писателей России с 2009 года.

Галина Витальевна родилась в 1960 в г. Братске  Иркутской области. Окончила Троицкую среднюю школу, в 1977 году поступила в Иркутский государственный педагогический институт на филологический факультет. В 1987 г. закончила целевую аспирантуру по специальности – фольклористика. В 1997 г. защитила кандидатскую, а в 2012-м докторскую диссертации.

Литературные жанры, в которых работает Галина Витальевна – очерк, эссе, фольклор. Главный мотив творчества – народное слово. За 30 лет работы ею было проведено 148 фольклорных экспедиций, обследовано 1258 селений, расположенных в Приленье, в Приангарье, на Нижней Тунгуске, Шилке, на Амуре и др. В результате этого подвижнического труда были выявлены уникальные материалы, позволяющие ощутить самобытность Сибири, дух народа, его неповторимый язык. Афанасьева-Медведева автор несколько книг и более сотни статей, очерков, посвященных народной культуре Сибири.

    Наиболее полно работа со словом нашла отражение в подготовленном «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» в 20-ти томах. Вот оценка этой работы Валентином Распутиным: «Словарь этот именно свод, энциклопедия, житие и сказание сибирских окраин, которые Г.В.Афанасьева-Медведева объединила в Байкальскую Сибирь. Славное, достойное нашего поколения, житие и вдохновенное, из уст этого жития, многоголосное сказание. И богатырский подвиг Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после Х1Х века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объёмам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем».

Г.В. Афанасьева-Медведева была удостоена премии Губернатора Иркутской области – за большой вклад в деле сохранения традиционной культуры Сибири (2008 г.), премии святителя Иннокентия – за подвижничество, звания «Интеллигент провинции». Награждена орденом Дружбы. В 2020 г. удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства.

Живет в Иркутске.

Отдельные издания

Рождественская ночь : сказки, былички, заговоры / сост., предисл., тексты и коммент. Г. В. Афанасьевой-Медведевой. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1994. – 412, [2] с. – (Сибирская живая старина ; СЖС).

Колдун, знахарь в русских мифологических рассказах, представлениях Восточной Сибири: (структура и содержание образов, ареалы и семантика именований) : автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.01.09. – Улан-Удэ, 1997. – 27 c. : ил.

Русская охота на медведя в Восточной Сибири в фольклорном и этнолингвистическом освещении / [науч. ред. В. М. Гацак] ; Иркут. гос. пед. ун-т, Науч.-исслед. лаборатория ИГПУ по изучению традиц. культуры Вост. Сибири, Архитектур.-этногр. музей «Тальцы», Дом фольклора и ремесел ОЦНТиД. – Иркутск : ИП «Макаров С. Е.», 2002. – 279 с. – Библиогр.: с. 263–278. – Указ. мест записи: с. 228–230.

Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 20 т. / науч. ред.: В. М. Гацак, С. А. Мызников ; ГУК Архитектур.-этнограф. музей «Тальцы», ГУК Регион. центр рус. яз., фольклора и этнографии (Иркутск). – СПб. : Наука ; Иркутск : [б. и.], 2006–2018. – Т. 1–20.

Медвежий культ и отражение его в устной народной прозе русских старожилов Восточной Сибири: семантика, сюжетно-мотивный фонд нарративов, номинации : автореф. дис. … д-ра филол. наук : 10.01.09 / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). – Иркутск, 2011. – 48 с.

По Ангаре… / В. Г. Распутин [и др.] ; ред. А. Ф. Гремицкая ; худож. С. Элоян ; фот.: А. Я. Бызов, фот. из арх. Г. В. Афанасьевой-Медведевой. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2014 (Екатеринбург : ИПП «Уральский рабочий»). – 256 с. : фот. цв., фот. + 1 эл. опт. диск (DVD-ROM). – Памяти Геннадия Сапронова.

Уходящие голоса : документальный фильм / реж., сцен. Ю. Бывшева ; опер. К. Димов ; звукореж. В. Потеруха ; комп. Л. Зволинский ; продюс. О. Мартынова ; графика А. Тайшихин ; исполн. Г. В. Афанасьева-Медведева ; Вост.-Сиб. Фонд поддержки кинематографии «Матёра». – Иркутск : Матёра, 2015. – 1 эл. опт. диск (DVD-ROM) : цв., зв. (81 мин.). – Загл. с этикетки диска. – Изображение : видео.

Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина : словарь : в 2 т. Т. 1 / авт.-сост. Г. В. Афанасьева-Медведева. – Иркутск : [б. и.], 2017 (Репроцентр А1). – 432 с. : ил. – Светлой памяти В. Г. Распутина посвящается.

Публикации в коллективных сборниках,

продолжающихся и периодических изданиях

Деятельность М. К. Азадовского в 20-х гг. XX века // Краеведческие записки / Иркут. обл. краеведч. музей, Рус. геогр. о-во, Вост.-Сиб. отд-ние. – Иркутск, 2001. – Вып. 8. – С. 148–152.

Образ хомутника в русских мифологических рассказах Восточной Сибири. Семантика хомута // Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания : материалы междунар. науч.-метод. конф. «Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания» (Иркутск, 25–28 мая 2001 г.) : в 3 ч. / Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит. – Иркутск, 2001. – Ч. 2. – С. 152–164.

Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири : по материалам фольклор.-этногр. экспедиций 1978–2001 гг. // Народная культура Приангарья / Обл. центр нар. творчества и досуга. – Иркутск, 2001. – Вып. 3/4. – С. 48–56.

Русский медвежий фольклор Восточной Сибири. Рассказы о домашнем содержании медвежат // Народная культура Сибири : материалы Х науч.-практ. семинара Сиб. регион. вузов. центра по фольклору. – Омск, 2001. – С. 136–143.

Собиратель человеческой памяти / интервью вела О. Лобанова // Вечерний Иркутск. – 2001. – 29 авг. – С. 3.

Традиционная охота бурят на байкальскую нерпу // Народная культура Приангарья / Обл. центр нар. творчества и досуга. – Иркутск, 2001. – Вып. 3/4. – С. 56–63.

Ленская сказочница // Народная культура Приангарья / Обл. центр нар. творчества и досуга. – Иркутск, 2002. – Вып. 3/4. – С. 90–99.

Особенности охоты на байкальского «тюленя» // Честное слово. – Иркутск, 2002. – 8–14 окт. (№ 29). – С. 4.

Порча в народном восприятии // Народная культура Приангарья / Обл. центр нар. творчества и досуга. – Иркутск, 2002. – Вып. 1/2. – С. 66–72.

Русская охота на медведя в Сибири // Известия Архитектур.-этногр. музея «Тальцы» / сост. Ю. П. Лыхин. – Иркутск, 2002. – Вып. 1. – С. 105–124.

Яйцо в мифологической традиции Сибири // Народная культура Приангарья / Обл. центр нар. творчества и досуга. – Иркутск, 2002. – Вып. 1/2. – С. 60–65.

Охота на медведя в Сибири // Тайга. – Братск, 2003. – № 1. – С. 26–31 : цв. ил.

Дорогой сказки // Народная культура Сибири : [сб. ст.] / ГУК «Архитектур.-этногр. музей «Тальцы». – Иркутск, 2005. – С. 265–268.

Елена Ивановна Шастина – собиратель и исследователь русского фольклора Восточной Сибири // Народная культура Сибири : [сб. ст.] / ГУК «Архитектур.-этногр. музей «Тальцы». – Иркутск, 2005. – С. 8–17.

Ленские встречи : продолжение темы.  Сказки // Сибирь. – Иркутск, 2005. – № 3. – С. 127–140.

О словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири // Сибирь. – Иркутск, 2005. – № 5. – С. 205–223.

Образ медведя в русской народной прозе Восточной Сибири : по материалам фольклор. экспедиций 1980–2005 гг. // Сибирь в контексте российских перемен: исторический опыт, традиции и проблемы современности : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В. И. Дулова и его ученика проф. В. Г. Тюкавкина : в 2 кн. – Иркутск, 2005. – Кн. 1. – С. 15–21.

 Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири как форма сохранения традиционной вербальной культуры // Известия Архитектур.-этногр. музея «Тальцы». – Иркутск, 2005. – Вып. 4. – С. 169–192.

Волос (волосень, волосец, волосенец) : из материалов этнолингвист. слов. «Традиционная культура русских Восточной Сибири» // Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. Н. О. Шаракшиновой / Иркут. гос. ун-т, Фак. филологии и журналистики, Каф. бурят. филологии. – Иркутск, 2006. – С. 156–161. – Библиогр.: с. 161.

Из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Созвездие дружбы : альманах / гл. ред. А. Байбородин. – Иркутск, 2006. – № 2. – С. 223–231.

Народные промыслы – не игра в бирюльки, а одно из главных направлений развития экономики области // Родная земля. – Иркутск, 2006. – 29 мая (№ 23). – С. 14.

Сибирский Китеж словом восстаёт // Родная земля. – Иркутск, 2006. – 16 окт. (№ 40/41). – С. 12–13.

Из «Словаря говоров старожилов Байкальской Сибири» // Сибирь. – Иркутск, 2007. – № 3. – С. 215–223 ; № 4. – С. 222–223 ; № 5. – С. 219–223.

Любовь к ближнему и к родной земле // Созвездие дружбы : альманах / гл. ред. А. Байбородин. – Иркутск, 2007. – № 3. – С. 235.

О «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Новая книга России. – Москва, 2007. – № 10. – С. 53–60 : фот. 

Образ медведя в русской народной прозе Восточной Сибири : по материалам фольклор. экспедиций 1980–2010 гг. // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2010. – № 6 (25), ч. 2. – С. 65–68.

Особенности иллюстративного фонда «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Сер.: Филология. – Челябинск, 2010. – Вып. 48. – С. 84–95.

Традиционная вербальная культура как основа иллюстративного корпуса «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Вестн. ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – Москва, 2010. – № 4. – С. 7–12.

Фольклорно-этнографические основы «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2010. – № 6 (25), ч. 1. – С. 6–12.

Характер репрезентации традиционной вербальной культуры в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер.: Филология. – Улан-Удэ, 2010. – Вып. 10. – С. 293–299.

Народные рассказы о домашнем содержании медведя : по материалам фольклорных экспедиций 1980–2011 гг. // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2011. — № 5 (30). – С. 357–361.

 Охота на медведя в Сибири. Структура и семантика ритуала : по материалам народной прозы 1980–2011 гг. // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2011. – № 5 (30). – С. 361–365.

Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири : по материалам народ. прозы 1980–2011 гг. // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер.: Филология. – Улан-Удэ, 2011. – Вып. 10. – С. 214–218.

Русская охота на медведя в Восточной Сибири : по материалам народной прозы 1980–2010 гг. // Традиционная культура. – Москва, 2011. – № 1. – С. 86–98.

«Самая русскость нашей русскости» : очерк // На изломе тысячелетий. Т. II : Избранные произведения прозаиков-юбиляров 2020 года. – Иркутск : Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2020. – С. 623 — 649.

Стихия русского народного языка : Слово на вручении Государственной премии Российской Федерации // Сибирь.- Иркутск. – 2020. — №6. – С. 161-166.

Беседы, интервью

Если Бог под окошками ходит… / интервью вела З. Горенко // Родная земля. – Иркутск, 2004. – 26 янв. (№ 4). – С. 8–9.

На родину, в деревню / интервью вела З. Горенко // Родная земля. – Иркутск, 2004. – 8 нояб. (№ 46). – С. 8–9.

По полноводной реке народной речи / записала Светлана Верещагина // Иркутянка. – Иркутск, 2007. – № 1. – С. 5.

Русские на границе или … на грани? / беседовала Зоя Горенко // Русский Дом. – Москва, 2014. – № 3. – С. 24–25 : ил.

Галина Афанасьева-Медведева: «Филолог должен слышать слово, как музыкант слышит музыку» // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2017. – 26 дек. – 9 янв. (№ 52). – С.7–9.

Галина Афанасьева-Медведева: Потомки не простят, если мы не сохраним традиционную культуру / беседовала Елена Орлова // Областная. – Иркутск, 2018. – 10–16 янв. (№ 1). – С. 12 : фот.

О жизни и творчестве

Гордеева, О. Погост означает погостить / Оксана Гордеева // Пятница. – Иркутск, 2006. – 20 окт. (№ 41). – С. 14.

Валуева, В. Снова голос сибирского Китежа / Вера Валуева // Родная земля. – Иркутск, 2007. – 20 окт. (№ 32). – С. 16 : фот. цв.

Шеметова, Е. Хранительница мудрости народной / Екатерина Шеметова // Правда. –  2007. – 22 нояб. (№ 129). – С. 4.

Комлев, И. Трудом, терпением и любовью / Иван Комлев // Сибирь. – Иркутск, 2008. – № 2. – С. 217–219.

Орлова, Е. Атлантида с берегов Ангары / Елена Орлова // Областная. – Иркутск, 2009. – 14 окт. (№ 117). – С. 8.

Павлов, А. Машина времени Афанасьевой-Медведевой / Александр Павлов // Областная. – Иркутск, 2009. – 16 янв. (№ 3). – С. 15.

Распутин, В. Русь сибирская, сторона байкальская / Валентин Распутин // Наш современник. – 2009. – № 11. – С. 127–130.

Трифонова, Е. Сибирская Атлантида Галины Афанасьевой-Медведевой / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2009. – 28 февр. (№ 28). – С. 7.

Матвеева, Р. П. Полевая фольклористика: грани народной жизни в фольклоре русского населения Байкальской Сибири / Руфина Прокопьевна Матвеева // Найдаковские чтения – 3. Бурятия и тюрко-монгольский мир в литературном и фольклорно-мифологическом контексте. – Улан-Удэ, 2010. – С. 114–122. – Библиогр.: с. 122.

Матвеева, Р. П. Этнокультура русских Байкальской Сибири в фольклорном и лингвистическом освещении / Руфина Прокопьевна Матвеева // Традиционная культура. – Москва, 2010. – № 1. – С. 137–142. – Библиогр.: с. 142.

Трифонова, Е. «Повесть временных лет» Галины Афанасьевой-Медведевой / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2010. – 26 окт. (№ 157). – С. 4.

Горенко, З. Не прогоняйте от окошек бога / Зоя Горенко // Иркутск. – 2011. – 24 мая (№ 19). – С. 7.

Распутин, В. Г. Русь сибирская, сторона байкальская… : о «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» в двадцати томах, составленном Г. В. Афанасьевой-Медведевой / Валентин Распутин // Иркутский Кремль : православ. альм. / [гл. ред. Е. Старцев]. – Иркутск, 2011. – № 2 (6). – С. 181–187 : цв.ил.

Сухаревская, Л.  Интеллигент – понятие не географическое / Любовь Сухаревская // Байкальские вести. – Иркутск, 2011. – 16–18 мая (№ 33). – С. 8.

Трифонова, Е. Сибирь уходящая / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2011. – 21 июня (№ 67). – С. 3 : фот. ; 28 июня (№ 70). – С. 3 ; 5 июля (№ 73). – С 1, 3.

Трифонова, Е. Сказания о земле сибирской / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2011. – 20 дек. (№ 145). – С. 1, 5.

Батутене, Е. «Повесть временных лет» в новой редакции / Елена Батутене // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2012. – 25 дек. (№ 148). – С. 7 : фот.

Трифонова, Е. В поисках Карамского клада / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2012. – 25 дек. (№ 148). – С. 7 : фот.

Трифонова, Е. Галина Афанасьева-Медведева / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2012. – 27 дек. (№ 149). – С. 1 : фот.

Трифонова, Е. Слова давно минувших дней, преданья старины глубокой… / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2012. – 13 нояб. (№ 130). – С. 4–5 : фото.

Трифонова, Е. Заветное сибирское словечко / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2014. – 2–9 дек. (№ 50). – С. 1, 5 : фот.

Трифонова, Е. Сердце Русского Севера / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2014. – 21–28 янв. (№ 2). – С. 5 : фот. ; 28 янв. – 4 февр. (№ 3). – С. 5 ; 4–11 февр. (№ 4). – С. 5 : фот.

Кляус, В. Л. Энциклопедия народной жизни русских старожилов Восточной Сибири / Владимир Кляус // Традиционная культура. – Москва, 2015. – № 1. – С. 171–176.

Трифонова, Е. Медвежья Сибирь Галины Афанасьевой-Медведевой / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2015. – 29 дек. – 12 янв. (№ 55). – С. 2, 5 : фот.

Трифонова, Е. Три дороги Варвары Пеньковой / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2015. – 10–17 марта (№ 10). – С. 6 : фот.

Мустафимова, О. «Хорошее слово веками не забудется» / Ольга Мустафимова // Аларь. – Кутулик, 2017. – 9–16 нояб. (№ 45). – С. 5.

Иванова, В. Я. Рецензия на книгу: Афанасьева-Медведева Г. В. Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина : словарь : в 2 т. Т. 1. Иркутск, 2017. 432 с. / Валентина Иванова // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск, 2019. – № 1. – С. 279–282.

Трифонова, Е. «Правильная охота – когда я один иду на медведя» / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2018. – 29 дек. – 14 янв. (№ 58). – С. 18–19 : фот.

Трифонова, Е. Слово Распутина / Елена Трифонова // Вост.-Сиб. правда. – Иркутск, 2018. – 5–11 июня (№ 26). – С. 6–7 : фот.

Галина Афанасьева-Медведева

 из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Т. 1.

Стр. 186-187; 277-279

АГАТЕЯ-и, ж. Женское имя Агата.

Но у нас было тоже раньше скота-а! У нас вот тут Агатея, суседка, вот где-нибидь хомут оденут на животину ли, на ботвину  ли, она вот  ладила. От худого знат и от плохого знат. Я с исполина упала, и прямо  вот   этим местом. Будто хотела лягти ,  закружило меня, закружило голову то, и лицо у меня всё сине было. А мне она же голову и правила, Агатея,  ниточкой измерила вот так, кругом, голову помяла и на место поставила  [156. Фирсово Сретенск. Читинск.]. В окошко продавали моего   мужука, Проньку-то. У отца у его, у свёкра моего, дети не стояли. А отец  делал телеги, там же ось деревянна, он с оси делал качку. Зыбки были

 раньше, на пружинном очепу. И такой очепъ: жердь толкалась, привязывали, качали <…>. И ему пяльца делали, вот такую зыбочку делали с  оси, чтоб дети стояли. У их сын двенадцать лет, брат его утонул в пруду   там, в речке, в Куртуне <…>. Потом маленьки только родятся, ну, до года,  самое много живут; то умрёт, то чё-нибидь сделатся. А соседка пришли Агатея, а мать в бане стирала, свякрохка, а она [соседка Агатея  Г. В. А.- М.] така была удала-удала, пришла к окну, в створну раму залезла и взяла его из зыбки, Проньку-то, уташшила. А та стират. Потом  прибежала, а ребёнка-то нету. Она:

  • Ох, ты мнеченъки!
    Испугалася.
  • Куда?Чё?

Туда-сюда. А, видно, разговор был до этого, что надо украсти его.   Потом ей [матери. — Г. В. А.-М.] до головы-то дошло: «Ой, наверное бабушка нарочи его украла». Но и сразу бежит к ей.

  • Ты, баушка Агатея,  Проньку (его Прокопий звали) украла?

А  она его держит.

  • Я! Вот теперь ты его выкупай.

Ой, чё же они? То ли двадцать копеек дали, там сколь ли, выкуп-то

В окошко его подали. И потом ничё. Он-то выстоял. И  други дети  пошли. Не

 падали больше [157.  Косая Степь Ольхонск. Ирк. (Кабанск.,  Курумканск., Кяхтинск. Бурятии;Заларинск., Катанск.,Качугск., Куйтунск., Нижнеудинск., Ольхонск., Тайшетск.,

Тулунск., Усольск., Усть-Илимск. Ирк.; Кежемск. Красноярск.; Газимуро-Заводск., Карымск., Сретенск., Шилкинск. Читинск.)].

АЛЕКСЕЙ БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК. 17 марта по ст. ст. (30 марта по нов.ст.)  День памяти  преподобного Алексия человека  Божьего. 

  Вот мама рассказывала ешшо. Это старинная притча. Была семья, и у них был сын. Но они и говорят:

— Алексей, тебе  уже пора жениться. У тебя уже года подходят, пора жениться. Че  ж, — горит,—ты не женишься?

 А он всё: сходит на работу, придёт и никуда не ходит, книжку читат и читат, и читат. Книги всё читал. Вот эти церковные книги. Но и он

говорит:

— Ну, жените.

Ну и они его женили. Невесту привели ему. Надо она была ему или не надо? Но и он и говорит:

— Мама, я, — говорит, — пойду. И приду, — гыт, — тогда вы,
гыт, — потом меня, — гыт, — узнаете, что я пришёл. Моя, — говорит?опояска распустится.

Но а вязали же в то время опояски эти.Моя, — гыт, опояска, гыт, — кромка распустится. И9гыт, — как распустится, значит, я-гыт, — пришёл к вам.

Ну и сколько лет прошло, его не было (…). И как-то невестка-то

выходит и говорит:

— Мамонька, какой-то, — гыт, — дед стоит у ворот; просится но-

чевать.

— Ты, —говорит, —доченька, уведи, —гыт, его в  зимовёйку,

гыт. — Пусть он там и спит.

Она повела его в зимовёйку.И он лёг, отдыхат.

— Всё, — гыт, — мамонька, положила я его. Он лёг, — гыт, отдыхат.

Ладно. Садятся ужнатъ, она:

— Доченькаэ унеси, — гыт, — деду поись.

Она пошла, унесла ему. Он поблагодарил её. Наутро пошла:

  • Унеси, — гыт, — детонька, ему.


Она пошла да и гыт:

  • Мамонька, а он, — гыт, — мёртвый. Помер.

 Она:

—Ой! Ну, чё теперь. Хоронить, — гыт, — надо.
Ну и это.

— В чё же, — гыт, — его одеть? Однако, — гыт, —— мы в Алешину

 — говорит, — одёжу, гыт, — оденем.

Но Алексея-то.

Но и открыли, а сверьху этот кушак-то  распушшенный.

— Ох! Ах!

И всё. Последню ночку, последни минутки он в зимовёйке ночевал у них, в зимовёйке, сынок-то её. Вот. Ну и прозвали, что это был

Алексей Божий человек. Алексей Божий человек это был. Вот.

Я эту притчу даже батюшке рассказала, и он меня вперёд за подбо родок взял, а потом погладил, к себе прижал да горит:

 — Молодец, что запомнила. Молодец! (…). Да, — гыт, — это, — гыт, — есть человек Божий. Божий человек это, -гыт, — Алексей Божий человек. Он так ходил, так оброс, что они егоне узнали, что это сын. И в зимовейке, в псарне ночевал (…),  там и помер [301. Ключи-Булак Братск. Ирк. (Баргузинск., Баунтовск., Кабанск. Тункинск. Бурятии; Братск., Жигаловск., Заларинск., Качугск., Киренск., Куйтунск., Нижнеилимск., Нижнеудинск., Усть-Кутск., Шелеховск. Ирк.; Богучанск., Кежемск. Красноярск.; Акшинск., Краснокаменск., Красночикойск., Киренск., Чернышевск., Читинск., Шелопугинск., Шилкинск. Читинск.)].

Теги: