
Афанасьева-Медведева Галина Витальевна
Галина Витальевна Афанасьева-Медведева доктор филологических наук, доцент кафедры литературы ИГУ педагогического университета, руководитель научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционной культуры Восточной Сибири, директор регионального Центра русского языка, фольклора и этнографии. Член Союза писателей России с 2009 года.
Галина Витальевна родилась в 1960 в г. Братске Иркутской области. Окончила Троицкую среднюю школу, в 1977 году поступила в Иркутский государственный педагогический институт на филологический факультет. В 1987 г. закончила целевую аспирантуру по специальности – фольклористика. В 1997 г. защитила кандидатскую, а в 2012-м докторскую диссертации.
Литературные жанры, в которых работает Галина Витальевна – очерк, эссе, фольклор. Главный мотив творчества – народное слово. За 30 лет работы ею было проведено 148 фольклорных экспедиций, обследовано 1258 селений, расположенных в Приленье, в Приангарье, на Нижней Тунгуске, Шилке, на Амуре и др. В результате этого подвижнического труда были выявлены уникальные материалы, позволяющие ощутить самобытность Сибири, дух народа, его неповторимый язык. Афанасьева-Медведева автор несколько книг и более сотни статей, очерков, посвященных народной культуре Сибири.
Наиболее полно работа со словом нашла отражение в подготовленном «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» в 20-ти томах. Вот оценка этой работы Валентином Распутиным: «Словарь этот именно свод, энциклопедия, житие и сказание сибирских окраин, которые Г.В.Афанасьева-Медведева объединила в Байкальскую Сибирь. Славное, достойное нашего поколения, житие и вдохновенное, из уст этого жития, многоголосное сказание. И богатырский подвиг Галины Афанасьевой-Медведевой, подобного которому после Х1Х века, кажется, не бывало. А по мере трудничества, по объёмам и размаху старательства на «золотоносных» сибирских землях, вероятно, и сравнить не с чем».
Г.В. Афанасьева-Медведева была удостоена премии Губернатора Иркутской области – за большой вклад в деле сохранения традиционной культуры Сибири (2008 г.), премии святителя Иннокентия – за подвижничество, звания «Интеллигент провинции». Награждена орденом Дружбы. Живет в Иркутске.
Отдельные издания:
Рождественская ночь: сказки, былички, заговоры / составитель, предисловие, очерки, подготовка текстов, комментарии Г. В. Афанасьевой-Медведевой. — Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. — 412, [2] с. ; 17 см. — (Сибирская живая старина ; СЖС).
Медведева, Г.В. Русская охота на медведя в Восточной Сибири в фольклорном и этнолингвистическом освещении / Г.В. Медведева. — Иркутск: ООО «Репроцентр АI», 2002. — 338 с. — 21,25 п.л.
Медведева, Г.В. Образ медведя в русской народной прозе Восточной Сибири (по материалам фольклорных экспедиций 1980-2005 гг.) / Г.В. Медведева // Сибирь в контексте российских перемен: исторический опыт, традиции и проблемы современности (мат-лы регион. науч.-практич. конф-ции, посв. памяти профессора В.И. Дулова и его ученика профессора В.Г. Тюкавкина) в 2-х кн. — Иркутск, 2005. — Кн. 1. — С. 15 — 21. — 0,44 п.л.
Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири : в 20-ти томах. / Г. В. АфанасьеваМедведева. — Санкт-Петербург : Наука: Иркутск: Иркутская областная типография № 1: Иркутск : Репроцентр А1, 2006 — 2017.
Афанасьева-Медведева, Г.В., Дроздов, Н.Н., Курбатов, В.Я. и др. По Ангаре… / Г. В. Афанасьева-Медведева, Н.Н. Дроздов, В.Я. Курбатов, В.Г. Распутин. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2014. — 255 с.: ил.
Афанасьева-Медведева Г. В.
Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина : словарь : в 2-х томах / Министерство культуры и архивов Иркутской области, ГБУК ИО «Региональный центр русского языка, фольклора и этнографии», Иркутский государственный университет, Научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционной культуры Восточной Сибири / Г.В.Афанасьева-Медведева. — Иркутск : Репроцентр А1, 2017 – 432 с.
Публикации в коллективных сборниках, продолжающихся и периодических изданиях:
Медведева, Г.В. Традиционная охота бурят на байкальскую нерпу / Г.В. Медведева // Народная культура Приангарья. — Иркутск, 2001.— Вып. 3 — 4. — С. 56 — 63. — 0,5 п.л.
Медведева, Г.В. Образ хомутника в русских мифологических рассказах Восточной Сибири. Семантика хомута / Г.В. Медведева // Мат-лы междунар. науч.-методич. конф-ции “Русский язык: вопросы теории и инновационные методы преподавания” в 3-х частях. — Иркутск, 2001. — Ч. II. — С. 152 — 164. — 0,5 п.л.
Медведева, Г.В. Русский медвежий фольклор Восточной Сибири. Рассказы о домашнем содержании медвежат / Г.В. Медведева // Народная культура Сибири: Мат-лы Х науч.-практич. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. — Омск, 2001. — С. 136 — 143. — 0,5 п.л.
Медведева, Г.В. Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири (по материалам фольклорно-этнографических экспедиций 1978-2001 г.г.) / Г.В. Медведева // Народная культура Приангарья. — Иркутск, 2001. — Вып. 3 — 4. – С. 48-56 — 0,5 п.л.
Медведева, Г.В. Русская охота на медведя в Сибири / Г.В. Медведева // Известия. — Иркутск, 2002. – Вып. 1. – С. 105 — 124. — 1,5 п.л.
Медведева, Г.В. Ленская сказочница / Г.В. Медведева // Народная культура Приангарья. — Иркутск, 2002. — Вып. 3 — 4. — С. 90-99. — 0,5.
Афанасьева-Медведева, Галина. Особенности охоты на байкальского тюленя [Текст] / Г. Афанасьева-Медведева // Честное слово. — 2002. — 8-14окт. — С. 4
Афанасьева-Медведева, Галина. Охота на медведя в Сибири. [Текст] / Г. Афанасьева-Медведева // Тайга. — 2003. — № 1. — С. 26-31 : цв.ил.
Медведева, Г.В. О словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири / Г.В. Медведева // Сибирь. – Иркутск, 2005. – № 5. – С. 205 — 223. — 1,19 п.л.
Медведева, Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири как форма сохранения традиционной вербальной культуры / Г.В. Медведева // Известия. – Иркутск, 2005. – Вып. 4. — С. 169 — 192. — 1,44 п.л.
Медведева, Г.В. Из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г. В. Афанасьева-Медведева // Созвездие дружбы. – 2006. — №2. – С. 223-231
Афанасьева-Медведева, Г. В. О «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г. В. Афанасьева-Медведева // Новая книга России. — 2007. — N 10. — С. 53-60 : фот.
Афанасьева-Медведева, Г. В. Из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г. В. Афанасьева-Медведева //Сибирь. — 2007. — N 4. — С. 222-223.
Медведева, Г.В. Любовь к ближнему и к родной земле / Г. В. Афанасьева-Медведева // Созвездие дружбы. – 2007. — №3. – С. 235
Медведева, Г.В. Характер репрезентации традиционной вербальной культуры в «Словаре говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г.В. Медведева // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Филология». — Улан-Удэ, 2010. — Вып. 10. — С. 293 — 299. — 0, 4 п.л.
Медведева, Г.В. Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири (по материалам народной прозы 1980-2011 гг.) / Г.В. Медведева // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Филология». — Улан-Удэ, 2010. — Вып. 10. — С. 214 — 219. — 0,38 п.л.
Медведева, Г.В. Традиционная вербальная культура как основа иллюстративного корпуса «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г.В. Медведева // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. — М., 2010. — № 4. — С. 7 — 12. — 0,38 п.л.
Медведева, Г.В. Особенности иллюстративного фонда «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г.В. Медведева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология». — Челябинск, 2010. — Вып. 48. — С. 84 — 95. — 0,75 п.л.
Медведева, Г.В. Фольклорно-этнографические основы «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» / Г.В. Медведева // Мир науки, культуры, образования. — М., 2010. — № 6. – Ч. 1. — С. 6 — 12. — 0,44 п.л.
Медведева, Г.В. Образ медведя в русской народной прозе Восточной Сибири (по материалам фольклорных экспедиций 1980-2010 гг.) // Мир науки, культуры, образования. — М., 2010. — № 6. – Ч. 3. — С. 2 — 12. — 0,69 п.л.
Медведева, Г.В. Народные рассказы о домашнем содержании медведя (по материалам фольклорных экспедиций 1980-2011 гг.) / Г.В. Медведева // Мир науки, культуры, образования. — М., 2011. — № 5. — С. 5 — 17. — 0,8 п.л.
Медведева, Г.В. Охота на медведя в Сибири. Структура и семантика ритуала (по материалам народной прозы 1980-2011 гг.) / Г.В. Медведева // Мир науки, культуры, образования. — М., 2011. — № 5. — С. 22 — 36. — 0,8 п.л.
Медведева, Г.В. Русская охота на медведя в Восточной Сибири (по материалам народной прозы 1980-2010 гг.) / Г.В. Медведева // Традиционная культура. — М., 2011. — № 1. — С. 86 — 98. — 0,81 п.л.
Афанасьева-Медведева,
Г. В.
Реликтовые формы медвежьего культа у русских Восточной Сибири ( по материалам
народной прозы 1980-2011 гг. ) [Текст] / Г. В. Афанасьева-Медведева
// Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — Вып. 10: Филология. — С. 214-218. .
Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Галина Афанасьева-Медведева: «Филолог должен слышать слово, как музыкант слышит музыку» / Г. В. Афанасьева-Медведева.// Восточно-Сибирская правда. — 2017 г. № 52 (26 декабря-9 января). — С.7-9
Афанасьева-Медведева, Галина Витальевна. Галина Афанасьева-Медведева: Потомки не простят, если мы
не сохраним традиционную культуру [Текст] / Г. В. Афанасьева-Медведева
; беседовала Е. Орлова // Областная. — 2018. — № 1 (10-16 января). — С. 12 : фот.
О жизни и творчестве:
Галина Афанасьева-Медведева. Собиратель человеческой памяти / Г.Афанасьева-Медведева; Интервью вела О.Лобанова // Вечерний Иркутск. — 2001. — 29 авг. — С. 3.
Матвеева, Руфина Прокопьевна (д-р филол. наук). Этнокультура русских Байкальской Сибири в фольклорном и лингвистическом освещении [Текст] / Р. П. Матвеева // Традиционная культура. — 2010. — № 1. — с. 137-142. — Библиогр.: с. 142. — Рец. на кн.: Афанасьева—Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири. В 20 т. Т. 1-4. — СПб.
Матвеева, Р. П.
Полевая фольклористика: грани народной жизни в фольклоре русского населения Байкальской Сибири / Р. П. Матвеева // Найдаковские чтения-3. Бурятия и тюрко-монгольский мир в литературном и фольклорно-мифологическом контексте. — Улан-Удэ, 2010. — С. 114-122. — Библиогр.: с. 122
Трифонова, Елена. «Повесть временных лет» Галины Афанасьевой-Медведевой / Е. Трифонова // Вост.-Сиб. правда : обществ.-полит. газ. Иркут. обл. — 2010. — № 157(26 окт.). — С. 4
Любовь Сухаревская. Интеллигент — понятие не географическое // Байкальские вести.- 2011. — 16 мая
Трифонова, Елена. Галина Афанасьева-Медведева. Персоной декабря мы выбрали директора регионального центра русского языка, фольклора и этнографии // Восточно-Сибирская правда. — 2012. – 27 декабря
Русские на границе или … на грани? / Галина Витальевна Афанасьева-Медведева ; беседовала Зоя Ивановна Горенко // Русский Дом. — 2014. — № 3. — С. 24-25 : ил.
Кляус, Владимир Леонидович (доктор филологических
наук).
Энциклопедия народной жизни
русских старожилов Восточной Сибири [Текст] / В. Л. Кляус // Традиционная
культура. — 2015. — № 1. — С. 171-176. — Рец. на кн.: Афанасьева—Медведева,
Г. В. Словарь русских говоров старожилов Байкальской Сибири: в 12 т. / Г.
В. Афанасьева—Медведева. — Иркутск ; Санкт-Петербург,
2007-2013 . —
Трифонова, Елена. Медвежья Сибирь Галины Афанасьевой-Медведевой / Елена Трифонова // Губерния. – 2015. – 29 декабря
Иванова В.Я. Рецензия на книгу: Афанасьева-Медведева Г. В. Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина: Словарь: В 2 т. Т. 1 / Авт.-сост. Г. В. Афанасьева-Медведева. Иркутск, [Б. и.], 2017. 432 с. // Сибирский филологический журнал. — 2019. — № 1. – С.279-282.
Галина Афанасьева-Медведева
из «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Т. 1.
Стр. 186-187; 277-279
АГАТЕЯ-и, ж. Женское имя Агата.
Но у нас было тоже раньше скота-а! У нас вот тут Агатея, суседка, вот где-нибидь хомут
оденут на животину ли, на ботвину ли, она вот ладила. От худого знат и от плохого знат. Я с исполина упала, и прямо вот этим местом. Будто хотела лягти , закружило меня, закружило голову то, и лицо у меня всё сине было. А мне она же голову и правила, Агатея, ниточкой измерила вот так, кругом, голову помяла и на место поставила [156. Фирсово Сретенск. Читинск.]. В окошко продавали моего мужука, Проньку-то. У отца у его, у свёкра моего, дети не стояли. А отец делал телеги, там же ось деревянна, он с оси делал качку.Зыбки были
раньше, на пружинном очепу. И такой очепъ: жердь толкалась, привязывали, качали <…>. И ему пяльца делали, вот такую зыбочку делали с оси, чтоб дети стояли. У их сын двенадцать лет, брат его утонул в пруду там, в речке, в Куртуне <…>. Потом маленьки только родятся, ну, до года,
самое много живут; то умрёт, то чё-нибидь сделатся. А соседка пришли Агатея , а мать в бане стирала, свякрохка, а она [соседка Агатея Г. В. А.- М.] така была удала-удала, пришла к окну, в створну раму залезла и взяла его из зыбки, Проньку-то, уташшила. А та стират. Потом прибежала, а ребёнка-то нету. Она:
- Ох, ты мнеченъки!
Испугалася. - Куда?Чё?
Туда-сюда. А, видно, разговор был до этого, что надо украсти его. Потом ей [матери. — Г. В. А.-М.] до головы-то дошло: «Ой, наверное бабушка нарочи его украл». Но и сразу бежит к ей.
- Ты, баушка Агатея, Проньку (его Прокопий звали) украла?
А она его держит.
- Я! Вот теперь ты его выкупай.
Ой, чё же они? То ли двадцать копеек дали, там сколь ли, выкуп-то
В окошко его подали. И потом ничё. Он-то выстоял. И други дети пошли. Не
падали больше [157. Косая Степь Ольхонск. Ирк. (Кабанск., Курумканск., Кяхтинск. Бурятии;Заларинск., Катанск.,Качугск., Куйтунск., Нижнеудинск., Ольхонск., Тайшетск.,
Тулунск., Усольск., Усть-Илимск. Ирк.; Кежемск. Красноярск.; Газимуро-Заводск., Карымск., Сретенск., Шилкинск. Читинск.)].
АЛЕКСЕЙ БОЖИЙ ЧЕЛОВЕК. 17 марта по ст. ст. (30 марта по нов.ст.) День памяти преподобного Алексия человека Божьего.
Вот мама рассказывала ешшо. Это старинная притча. Была семья, и у них был сын. Но они и говорят:
— Алексей, тебе уже пора жениться. У тебя уже года подходят, пора жениться. Че ж, — горит,—ты не женишься?
А он всё: сходит на работу, придёт и никуда не ходит, книжку читат и читат, и читат. Книги всё читал. Вот эти церковные книги. Но и он
говорит:
— Ну, жените.
Ну и они его женили. Невесту привели ему. Надо она была ему или не надо? Но и он и говорит:
— Мама, я, — говорит, — пойду. И приду, — гыт, —
тогда вы,
гыт, — потом меня, — гыт, — узнаете, что я
пришёл. Моя, — говорит? — опояска
распустится.
Но а вязали же в то время опояски эти.Моя, — гыт, — опояска, гыт, — кромка распустится. И9— гыт, — как распустится, значит, я-гыт, — пришёл к вам.
Ну и сколько лет прошло, его не было (…). И как-то невестка-то
выходит и говорит:
— Мамонька, какой-то, — гыт, — дед стоит у ворот; просится но-
чевать.
— Ты, —говорит, —доченька, уведи, —гыт, — его в зимовёйку,
гыт. — Пусть он там и спит.
Она повела его в зимовёйку.И он лёг, отдыхат.
— Всё, — гыт, — мамонька, положила я его. Он лёг, — гыт, отдыхат.
Ладно. Садятся ужнатъ, она:
— Доченькаэ унеси, — гыт, — деду поись.
Она пошла, унесла ему. Он поблагодарил её. Наутро пошла:
- Унеси, — гыт,
— детонька, ему.
Она пошла да и гыт: - Мамонька, а он, — гыт, — мёртвый. Помер.
Она:
— Ой! Ну, чё
теперь. Хоронить, — гыт, — надо.
Ну и это.
— В чё же, — гыт, — его одеть? Однако, — гыт, —— мы в Алешину
— говорит, — одёжу, — гыт, — оденем.
Но Алексея-то.
Но и открыли, а сверьху этот кушак-то распушшенный.
— Ох! Ах!
И всё. Последню ночку, последни минутки он в зимовёйке ночевал у них, в зимовёйке, сынок-то её. Вот. Ну и прозвали, что это был
Алексей Божий человек. Алексей Божий человек это был. Вот.
Я эту притчу даже батюшке рассказала, и он меня вперёд за подбо родок взял, а потом погладил, к себе прижал да горит:
— Молодец, что запомнила. Молодец! (…). Да, — гыт, — это, — гыт, — есть человек Божий. Божий человек это, -гыт, — Алексей Божий человек. Он так ходил, так оброс, что они егоне узнали, что это сын. И в зимовейке, в псарне ночевал (…), там и помер [301. Ключи-Булак Братск. Ирк. (Баргузинск., Баунтовск., Кабанск. Тункинск. Бурятии; Братск., Жигаловск., Заларинск., Качугск., Киренск., Куйтунск., Нижнеилимск., Нижнеудинск., Усть-Кутск., Шелеховск. Ирк.; Богучанск., Кежемск. Красноярск.; Акшинск., Краснокаменск., Красночикойск., Киренск., Чернышевск., Читинск., Шелопугинск., Шилкинск. Читинск.)].